ОУД 9: Что хранит бабушкин сундук? (декоративная аппликация) |
Школа/до: |
||||
число: |
Ф.И.О. педагога: |
||||
Предшкольный класс/группа: |
кол-во присутствующих: |
отсутствующих: |
|||
Цели обучения данного занятия |
0.1.3.2. Декорировать национальные изделия для кукол и игрушек, а также поделки, елочные украшения, поздравительные открытки, коллективные панно по замыслу детей/шаблону на основе мотивов казахских народных узоров. 0.2.1.1. Вырезать простые предметы на основе геометрических форм (резать полоски на прямоугольники, разрезать квадраты на треугольники, вырезать круглую и овальную формы, срезая уголки у квадрата или прямоугольника). 0.2.2.3. Вырезать из бумаги, сложенной вдвое, симметричные формы для украшения центра и углов; из бумаги, сложенной гармошкой, хороводы, кружева, снежинки, цветы и др. 0.2.2.4. Приводить в порядок рабочее место, инструменты в процессе работы. |
||||
Предполагаемый результат |
Все воспитанники смогут: декорировать национальные изделия элементами орнамента; вырезать простые предметы на основе геометрических форм; приводить в порядок рабочее место, инструменты в процессе работы. |
||||
Большинство воспитанников смогут: использовать шаблоны на основе мотивов казахских народных узоров; вырезать из бумаги, сложенной вдвое, симметричные формы для украшения центра и углов; заполнять лист бумаги, располагать предметы на одной линии. |
|||||
Некоторые воспитанники смогут: использовать в аппликации цвет как средство выразительности. |
|||||
Языковая цель |
развитие навыков: отвечать на вопросы, вспоминать усвоенные ранее умения; обогащать словарный запас при знакомстве с национальными традициями и ремёслами, изготовлений изделий народного творчества; |
||||
|
закреплять навыки говорения и слушания при выполнении заданий и решении проблемных задач; анализировать и конструктивно оценивать свои работы и работы других воспитанников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. полиязычие: сандық–сундук – trunk. |
||||
основные термины и словосочетания: сундук, орнамент, декоративная аппликация, казахский народный узор, симметричная форма, сложенная вдвое. |
|||||
вопросы для обсуждения. Какие предметы быта казахского народа ты знаешь? Что такое орнамент? Какие элементы орнамента ты знаешь? Назови их. Зачем украшают изделия быта? Каким способом ты будешь вырезать узор? |
|||||
Предшествующие знания |
Представления о быте казахского народа, традициях и обычаях. Первоначальные навыки создания различных узоров. Знания о некоторых элементах казахского национального орнамента. Технические навыки работы с ножницами. |
||||
План |
|||||
Планируемое время |
Запланированная деятельность |
Ресурсы |
|||
I. создание положительного эмоционального настроя 0–1 минута |
(к) создание положительного эмоционального настроя на оуд. Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок Встаньте пряьо,подтянитесь. И друг другу улыбнитесь.
|
Музыкальное сопровождение. |
|||
II. Актуализация жизненного опыта. целеполагание 2–5 минут |
(к) Педагог интригует детей отрывком из стихотворения. В бабушкином доме, в дальнем уголке. Притаилось чудо в старом сундуке. Очень любопытно, что хранится в нем? Что же прячет бабушка в сундуке своем? Обещала бабушка показать добро, хоть не накопила злато-серебро. Побежала внучка, собрала подруг, Окружили девочки бабушкин сундук… . Педагог выслушивает предположения воспитанников. Нацеливает на предстоящую деятельность. |
Фотографии, рисунки, иллюстрации сундуков. |
|||
|
Педагог сообщает детям, что в аппликации есть свои секреты. Первый секрет – складывание бумаги. Если её сложить гармошкой и вырезать только одну форму, то этих форм получится несколько и все они будут одинаковыми. Второй секрет называется ритм формы или повторение. Он состоит в том, что в аппликации какая-то форма – квадратик или цветок, звёздочка или овал – должны повторяться несколько раз. Эта одинаковая форма может быть разного размера. Например, большой цветочек, маленький и средний. Третий секрет называется ритм цвета или повторение цвета. Он состоит в том, что в аппликации один и тот же цвет должен обязательно повторяться несколько раз. Например, несколько красных цветочков, несколько зеленых листьев или несколько фиолетовых веточек. помните! Для выразительности композиции в ней должен быть ритм цвета и ритм формы. |
|
|||
Середина занятия III. работа по теме занятия 6–25 минут |
(к) работа с иллюстративным материалом азбуки-альбома. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: Знаешь ли ты, что в старину люди хранили в сундуках? (Предположения детей.) Мини-исследование: воспитанники определяют, на какую объёмную фигуру похож бабушкин сундук. Куаныш приглашает ребят в мастерскую дизайна. Предлагает украсить для бабушки сундук элементами национального орнамента. (к) пальчиковая гимнастика «кто приехал?» (д, и) технология выполнения аппликации. Педагог использует приём прямого обучения с целью показать процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации. Последовательность работы изображается на доске в виде схемы, где видны все этапы выполнения. Предлагает приступить к изготовлению узоров. Обращает внимание на элемент орнамента – кайнар (родничок) и бараний рог. кайнар (родничок) – сложить заготовку для орнамента пополам по вертикали, приложить шаблон орнамента (приготовленного педагогом) по сгибу листа-заготовки и обвести шаблон простым карандашом. Вырезать орнамент по контуру и развернуть его. Бараний рог – сложить заготовку гармошкой, хорошо проглаживая линию сгиба. Приложить орнамент и обвести половину изображения от линии сгиба простым карандашом. Вырезать по контуру. Педагог акцентирует внимание воспитанников на том, что обе стороны орнамента должны быть равны. Это закон симметрии. Педагог следит за тем, чтобы дети вырезали точно и не искажали детали. Необходимо следить за тем, чтобы линия среза была чёткой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. Педагог обращает внимание воспитанников на контурную линию элементов узора. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезать. Разложить на листе-основе детали аппликации, выбирая наилучшее расположение. Последовательно наклеить все детали аппликации на основу. Педагог может пригласить одного ребёнка показать детям способ изготовления орнамента, уточняет и комментирует его действия, чтобы воспитанники закрепили представление и ещё раз повторили последовательность. Либо использует частичный показ приемов вырезания. Поощряет воспитанников, напоминающих хорошо знакомые приемы. ( к) правила безопасной работы. Педагог в рамках занятия напоминает о необходимости приводить в порядок рабочее место, инструменты в процессе работы. Правила обращения с клеем. 1. Клей выдавливать маленькими порциями. 2. Пользоваться салфеткой и кисточкой. 3.При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды. |
Азбука-альбом. Фотографии. Музыкальное сопровождение.
Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей ПВА (либо клейкарандаш), кисти для клея, салфетки, клеёнки-подкладки. Памятка. |
|||
Конец занятия IV. итог занятия. рефлексия 26–30 минут |
(к, и) организуется мини-выставка. Дети обсуждают и выбирают самые лучшие работы. Воспитанники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: шепчут друг другу на ушко, говорят игровым персонажам или открыто всей группе. Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что ещё не получается? Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. |
Стенд для выставочных работ. |
Аппликация "Бабушкин сундук"
Полная версия материала