Тенденция обновления образовательной политики в Казахстане отвечает требованиям рынка труда и является попыткой привести образование в соответствие с потребностями работодателей и шире – с международными профессиональными стандартами. Одним из элементов подготовки конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современной рыночной экономике труда, является компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход определяет становление новой модели как учителя, так и ученика. Он активно разрабатывается отечественными и зарубежными специалистами в сфере образования (И.Г. Агапов, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Б.Оскарсон, Л.А. Петровская, Р. Уайт, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.). [1, 17]
Основой компетентностного подхода выступает выделение и последующее формирование базовых, ключевых компетенций и компетентностей.
Набор ключевых компетенций определяется авторами по-разному. Так, Евросоюз, определяя набор ключевых компетенций, выделил такие универсальные сферы деятельности, как изучение (уметь извлекать пользу из опыта; уметь решать проблемы и др.); поиск информации и умение думать, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ и т.д.; умение сотрудничать; действовать и адаптироваться к новым условиям. [2, 54]
Российские ученые (А.В. Хуторской и др.) определили группы ключевых компетенций, имеющих универсальный характер и включающих различные умственные процессы и интеллектуальные умения. [3, 2] Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: