Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Структура периодической таблицы

Структура периодической таблицы

27 февраль 2019
789
0


Раздел долгосрочного планирования: 7.3В

Школа:

Дата :

ФИО учителя

класс: химия 7

Участвовали: 

Не участвовали:

Тема урока

Структура периодической таблицы

Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.2.1.2 - знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды

Цель урока

К концу урока учащиеся знают и описывают структуру периодической таблицы: группы и периоды 

Ожидаемый результат

Все: знают структуру ПСХЭ.

Большинство: Умеют находить элемент по периоду и группе. 

Некоторые: Могут связать местоположение ХЭ в ПСХЭ со строением атома ХЭ. 

Критерии оценки

1.знает структуру периодической таблицы: группы и периоды

2.описывает структуру периодической таблицы: группы и периоды

Уровни мыслительной 

деятельности

Знание, понимание.

Языковые цели

Ученики могут применять данную терминологию

(период, группа, порядковый номер ХЭ) при работе с таблицей ПСХЭ. 

Привитие ценностей

общечеловеческие ценности (взаимопомощь, терпение, уважение, взаимопонимание) через работу в группе. 

Межпредметная связь

Естествознание и физика: вещество; строение вещества (молекулы, атомы). Математика:задания на математические действия.

Предшествующие знания

Знают и сравнивают классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, 

Д.И. Менделеева.

Знают различие атомов и молекул; знают, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов; классифицируют элементы на металлы и неметаллы; 

знают протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов.

Ресурс

ТСО: ПК, видеопроектор, экран, презентация. Три колькулятора

Дидактический материал: по три карточки на каждую группу с изображением строения атома лития, алюминия и фтора; карточки с названием команд литий, алюминий и фтор;.три карточки с изображением диаграммы Венна, Три конверта с тремя карточками, три карточки с «длиной» таблицой

ПСХЭ

ФО: стикеры, плакат с диаграммой, карточки на каждого ученика с ФО,

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:  

Ресурсы

Начало урока.

Разминка (деление на группы)

2 мин

Актуализация знаний

3 мин

5 мин

 

 

 
 

Вызов (интрига)

2 мин

2 мин

КФО

Стратегия «молекулы и атомы» 

Цель: Создание коллаборативной среды, деление класса на группы и моделирования строения молекул. 

Учитель:Вы все атомы, а атомы хаотически двигаются в веществе, я говорю двухатомная молекула – атомы образуют двухатомную молекулу(произвольно скрепляются в пары), трёхатомная молекула образуют трёхатомную молекулу (группу из трёх человек), четырёхатомная- группа из четырёх человек и т.д. если учащиеся медленно двигаются, то можно сказать тело нагрели, и скорость движения атомов возрастёт. Ребята будьте очень осторжны и внимательны чтобы не столкнуться друг с другом. .

Останавливается разминка в том месте, когда сформируется необходимое число молекул (групп). На данном уроке необходимо 3 группы. Стратегия «выбор случайного числа» 

Цель: вовлечения всех учащихся в работу группы Группы садятся за столы, каждому учащимуся в группе присваиваится номер, (расчёт учителем 1,2,3 ) учащиеся знают, что отчёт группы будет представлять учащийся под определённым номером, который произвольно указывает учитель.

На экране высвечивается правила работы в группах. Не комментируется.

Учитель: Во время разминки вы правильно показали, что мельчайшая частица молекулы – атом. А знаете ли вы строение атома, покажет следуещее задание. 

ГФО

Стратегия «узнай меня». 

Цель: Актуализации знания о строении атома, присвоение нумерации команде.

Учащимся предлагается три карточки с изображением строения атома лития, алюминия и фтора (каждой группе одинаковые три карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Кто быстрей узнает атом и прокомментирует, используя слайд презентации, той команде присваивается номер группы , соответственно 1,2,3. 

Учитель: Отвечать будут участники группы под №3

ФО: Присвоение нумерации группы. Устный комментарий. 

Учитель. Перечислите, ученых, чьи работы внесли вклад в создание ПСХЭ.

Ученик. ДИ Менделеев, И Дёберейнер, Дж Ньюлендс.

ГФО 

Стратегия «Диаграмма Венна» 

Цель: Установить вклад И. Дёберейнера, Д. Ньюлендса и Д. И. Менделеева» в создании современной периодической таблицы ХЭ .

Учитель: Укажите в области пересечения сходство между теориями И. Доберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева, а в отдельных областях различия. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Октавы

Дж.Ньюлендса

 
  
 

Периодическая таблица

Д.И.Менделеева

 
  
 

Триады

И.Доберейнера

 
 Учитель: Презентовать результаты работы группы будут участники под №1. Группа №1 опишет сущность теории триад И. Доберейнера, группа №2 опишет сущность теории октав Дж. Ньюлендса, группа №3 опишет сущность периодической теории ДИ Менделеева.

 

 

 
 

               

 

 

1829

 
  
 

 

 

1865

 
  
 

1869

 
                                                                    

            

На основании выполненного учениками задания 

Ученики делают вывод: Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс) сделали много для подготовки открытия ПЗ. Но ни один из этих учёных не решился на основании периодичности предсказать новые химические элементы, они не увидели фундаментального закона природы. 

Учитель: Почему ПЗ и ПТ Менделеев назвал периодической?

Ученики Располагая элементы в порядке возрастания относительной атомной массы, Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. В 1869 г. он сформулировал закон. «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, находятся в периодической зависимости от их атомного веса».

ФО: Стратегия «диаграмма»

Цель: Взаимооценивание работы групп, наглядная демонстрация оценивания.

Учитель:Для оценивания работы групп, у вас на столах есть жёлтые стикеры, которые вы должны прикрепить к наименованию группы, чьё выступление для вас было доступным, наглядным и понятным.

 

 

 
 

                                                                                                   

           1                     2                     3

Учитель:Группа, набравшая большее количество стикеров, отработала лучше всех – МОЛОДЦЫ!

Учитель:Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Раньше мы изучали короткую форму таблицы.

Учитель:Но наиболее актуальна «длинная» форма таблицы.

ГФО 

Стратегия «Отгадаю задуманный элемент»

Цель.Применяя математические закономерности в математике развить интерес и обратить еще раз внимание на ПСХЭ.

Учитель: Я легко могу определить местоположение в таблице любого ХЭ. Попробуем?

Задание группам

Учитель: Рассмотрите таблицу, выберите любой химический элемент ПСХЭ. Посмотрите на порядковый номер этого элемента и произведите следующие вычисления (без сообщения выбранного порядкового номера и промежуточных результатов):1) номер элемента удвоить;2) к произведению прибавить 5;3) сумму умножить на 5.Последний результат сообщите мне.

Учитель тотчас объявляет элемент, задуманный играющими.

Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 13 (алюминий). Проведем с числом 13 соответствующие математические действия:

13 • 2 = 26; 26 + 5 = 31; 31 • 5 = 155.

Число 155 сообщается учителю, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 15) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 13). Это и есть номер задуманного элемента –алюминий.

ГФО

Стратегия «отсроченная отгадка» «почтальон»

Цель: Создание проблемной ситуации и активизации познавательного процесса.

Учитель: В почтовом отделении «Химической страны» оказались письма, на которые были разлиты чернила. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Учитель: Можно ли установить адресата? 

 
 

Ученики предполагают, что искать ответ надо в Периодической системе, рассматривают ее, находят, но не знают, что делать с периодами и группами могут только предполагать, адресат.

Учитель: Для нахождения адресата в периодической таблице, что необходимо знать?

Ученик: Что означают в ПТ понятия период и группа

Учитель: А для этого надо знать структуру ПСХЭ.

Тема урока: Структура Периодической таблицы.

Учитель:Как вы думаете, а какую мы поставим цель урока?

Цель урока: К концу урока вы должны знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды

Игровая площадка

Слайд презентации.

На каждом столе  3 карточки с изобра-жением строения атома лития, алюминия и фтора. на экране ссоответствующий слайд. 

Карточки  «диаграмма Венна» (из трёх кругов)

Каждой группе по одной карточки.

Для обощения слайд презентации

Желтые стикеры для оценивания, диаграмма на доске

Слайд презентации

Слайд презентации 

И соответсвующая таблица для каждой группы

Калькуляторы

Три конверта для каждой группы по одному

Середина урока

Информация 

15 мин

Практика

8 мин

ГФО:

Стратегия «Ролевая игра» - «Встать. Суд идёт»

Цель: Получить как можно больше информации из текста учебника, акцентируя внимание на ключевых понятиях, посредством многократного повторения.

Учитель: Для изучения структуры ПС(архитектуры ПТ) изучаем материал учебника химии на стр 58,59. ИФО. ГФО Каждая группа, по жребию, получит роль: «Обвиняемые - архитекторы» - пересказывают прочитанную информацию о структуре ПСХЭ, «Обвинители - прокуроры» -задают вопросы, предварительно составленные группой при обсуждении прочитанного материала, «Судьи», по окончанию судебного процесса зачитывают свой «вердикт»

- обобщение изученного материала. Спикеры –учащиеся №1, все остальные вносят дополнение упущенной информации спикером.

Ученик: (Предполагаемый ответ учащихся): период – это горизонтальный ряд, в котором элементы располагаются в порядке увеличения атомной массы, у всех элементов разные свойства, они изменяются от металлических к неметаллическим;. Всего периодов – 7.

Группа – это вертикальный столбец, в котором расположены элементы со сходными свойствами. Всего групп – 18. В 1913 году, после открытия строения атома,английский химик Генри Мозли предложил использовать заряд ядра атома как главный принцип классификации элементов. Заряд ядра атома определяется количеством протонов и численно совпадает с атомным (порядковым) номером химического элемента в периодической таблице.

ФО: Стратегия «диаграмма» Используем раннее предложенную диаграмму. Для взаимооценивания работы групп,

Учитель: у вас на столах есть стикеры,но розового цвета, которые вы должны прикрепить к наименованию группы, чьё выступление для вас было доступным, наглядным и понятным

 

 

 
 

                                                                                                   

           1                     2 3

ГФО

Возвращаемся к 

Стратегии «Почтальон» 

Цель: Найти решение поставленной проблемы. Формирует практический навык работы с ПТ.

Учитель:Выполним просьбу почтальона -найти адресат в ПТ. Для этого необходимо восстановить утраченную часть адреса Задание выполняется в устной форме группами 

ФО

Стратегия «диаграмма» Почтальон –учитель оценивает, в знак благодарности за помощь Ставит зелёные стикеры группе на той же диаграмме:группа нашедшая адресат первой получает три стикера, второй – два стикера, третьей – один стикер.

 

 

 
 

                                                                                                   

           1                     2                     3

ГФО

Стратегия «сравни»

Цель:Сравнивая,  учащиеся связывают местоположение ХЭ в ПТ со строением атома.

Учитель:Вы нашли адресат (первая группа опредила. что это алюминий, вторая –фтор, третья –литий) Задание: подберите соответствующую карточку строения атома вашего ХЭ (адресата)ПРИЛОЖЕНИЕ 1; определите с числом каких частиц в ядре совпадает порядковый номер ХЭ; сравните число электроных оболочек в атоме и число электронов на последнем энергетическом уровне с номером периода и номером группы. Сделай вывод.  Спикер группы участники под №2.

ФО: Стратегия «диаграмма» Учитель оценивает работу группы на той же диаграмме только уже голубыми стикерами: 1 стикер – группам опредилившим правильно совпадение порядкового номера ХЭ с числом протонов в ядре; 2 стикера – группам опредилившим что число электронных оболочек в атоме совпадает с номером периода; 1 стикер – группам опредилившим правильно, что число электронов на крайнем электронной оболочки совпадает с номером группы.

 

 

 
 

                                                                                                   

           1               2                     3

Учебник Химия 7 класс

Жетоны для жребия

Слайд «таблица ПСХЭ»

Розовые стикеры для оценивания, диаграмма на доске

Выше предложен-ные конверты

Зеленые стикеры учителю для оценивания, диаграмма на доске

3 карточки с изобра-жением строения атома лития, алюминия и фтора.

Слайд презентации с заданиями

Голубые стикеры учителю для оценивания, диаграмма на доске

Конец урока Обратная связь

5 мин

Рефлексия

2 мин

Д/З

ИФО. Письменно.

ФО Карточки для ФО с дискрипторами к критериям с  дифференцированным заданием ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

Обратная связь учителя согласно критериям и дискрипторам к ним

ИФО

Стратегия «лестница успеха» «Строим дом»

Цель: Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. 

(Без комментирования)

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится, мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай”.

УчительМы вошли в мир  ПСХЭ и изучали строй системы строгий. Ставили перед собою цель, что к концу урока будем знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды. Обратите внимание на оценочную диаграмму, где наглядно видно какая группа поработала сплочённо и слаженно и добилась более высокого успеха. В течение урока мы строили многоквартирный семиэтажный дом для большого числа жильцов. Оцените, как вы преуспели в строительстве этого дома – нарисовав в тетради, сколько этажей вы успели построить. 

Задание 1,2 на стр 59 §6.2

Карточки для ФО для каждого ученика

Слайд презентации

Рабочие тетради.

Слайд презентации

Дневники

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? 

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?   

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности  

В конце урока учащимся предлагается индивидуальная карточка с дифференцируещим заданием.с двумя уровнями мыслительной деятельности: знание и понимание. Поэтому ожидаемый резвультат:

Все: знают структуру ПСХЭ.

Большинство: Умеют находить элемент по периоду и группе. 

Некоторые: Могут связать местоположение ХЭ в ПСХЭ со строением атома ХЭ. 

В данном классе имеются как слабые учащиеся так и сильные, поэтому сильным учащимся не составит труда связать местоположение ХЭ в ПСХЭ со строением атома ХЭ. 

Так как были разработаны и применялись на уроке вспомогательные  задания:

В начале урока в стратегии «узнай меня»-работа с карточкачми с изображением строения атома ПРИЛ-НИЕ 1 и в середине урока на стадии практика, в стратегии «отсроченная задача» (почтальон) задание сравнить адресат со строением атома. Где в задании указана (подсказка) что конкретно сранивать.Так как работа организованна в группах с использованием стратегий активных методов обучения и выбора спикера «стратегия случайный выбор числа» Сильные учащиеся будут помогать слабым учащимся в обучении.

Пооканчании выполнения каждого задания предусмотрена ФО

ввиде словесного коментария, диаграммы и письменная обратная связь согласно дискрипторам к критериям.

На протяжении всех этапов урока для ФО используется одна диаграмма и разного цвета стикеры.Что позволяет оценить работу группы при выполнении каждого задания и увидеть вектор развития группы На диаграмме наглядно отражается и взаимооценивание групп и ФО учителя.На этапе «конец урока» для ФО индивидуальная карточка с критериями и дискрипторами к критериям. Которые направляют учащихся к достижению цели урока и учащиеся получают обратную связь от учителя который по дискрипторам определяет  на каком этапе обучения находится каждый учащийся и позволяет своевременно корректировать процесс обучения

На уроке качестве здоровьесберегающих

технологий

используется 

разминочное упражнение, стратегия «молекулы и атомы» которое позволяет не только моделировать строение молекулы, но и выполнять динамические движения, создаётся благоприятная среда для работы группы.

При ФО – взаимооценка учащиеся неоднократно двигаются по классу для прикрепления стикера.

При изучении нового материала в стратегии ролевая игра и при выступлении спикеров учащиеся находятся в движении.

Пункты правил техники

безопасности , 

1 при быстром движении атомов и образовании молекулы просьба делать это внимательно и аккуратно, . чтобы не нанести увечье друг другу.

  Рефлексия по уроку 

Была ли реальной и доступной  цель урока    или учебные цели?

Все ли учащиесы   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как вы думаете,  почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?  

Эффективно ли использовали    вы    время во время этапов урока? Были ли  отклонения от плана урока, и почему?  

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы

использовать при планировании следующего урока?


Поделиться в социальных сетях



Материал разместил
  • 0
Светлана Николаевна
Добавил статей 1
Отзывов (0)
Добавить свой отзыв
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ портфолио преподавателей
Войти через: