МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Филатова Алена Вячеславовна
ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 одела образования
Акимата Аулиекольского района»
Костанайская область, Аулиекольский район, п. Кушмурун
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, которая ориентирована на мировое образовательное пространство.
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной, творческой и конкурентно-способной личности. Образование должно стать таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение не только в пределах нашей страны, но и в зарубежных вузах.
За последнее время изменилось не только содержание школьного образования, но и сама цель обучения. К целям приравнены ценности, которыми пронизано всё обучение.При изучении каждого школьного предмета начальных классов представлены задания, которые формируют у учащихся патриотизм и любовь к Родине. Это яркие иллюстрации красивых мест нашей страны, портреты знаменитых людей, и многое другое. С особым интересом ученики воспринимают рассказы о нашей стране, мечтают побывать в каждом городе, завести новых друзей. Учителю начальных классов нужно научить школьников не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению.
В условиях действия нового стандарта во многом изменяется и организация обучения.
Главной из особенностей обновлённого содержания образования является межпредметная интеграция через сквозные темы. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Интеграция в образовании - это осуществление учеником под руководством учителя последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, происходит усвоение знаний, регулирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов. Интеграция имеет большие потенциальные возможности в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Интегрированный урок - урок, в котором вокруг одной темы объединен материал нескольких предметов.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Такие уроки помогают развивать образное мышление, творческую и познавательную активность, повышать учебную мотивацию, снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Интегрированный урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Он предполагает возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Каждый ученик имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Учитель продумывает организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточивает внимание на главных, ведущих идеях, преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников
В настоящее время я работаю с учениками первого класса.Младшие школьники быстро утомляются на уроках, а чередование предметов подогревает интерес и активизирует познавательную деятельность. В своей практике я использую интегрированные уроки или интеграцию на одном из этапов урока.
С целью развития речи учащихся и расширения кругозора урок математики по теме «Число и цифра 7» был связан со сказкой «Волк и семеро козлят». На этом уроке ученики учились инсценировать сказку, запомнили состав числа семь с помощью героев.
Уроки математики образуют прочную интеграцию с художественным трудом. При изучении темы «Как измерить длину» младшие школьники изготавливали мерки из цветного картона, а именно: обводили стопу, кисть руки и вырезали. После этого ребята активно приступили к измерению своими мерками в парах. Для того чтобы учащиеся научились отличать пространственные фигуры от плоских фигур на уроке мы лепили конус, шар, пирамиду, куб из пластилина. Благодаря этой работе развивается воображение младших школьников, мелкая моторика, кроме того ученики отлично запомнили пространственные фигуры. При изучении времени на уроке математики мы изготавливали циферблат. С большим интересом ребята научились определять время, передвигая стрелки часов. Большой интерес вызвал у первоклашек интегрированный урок по теме «Число и цифра 8» с естествознанием. Отправившись в путешествие по морскому царству, ребята узнали много интересного о жизни осьминогов, активно выполняли задание в группах и парах, после чего отправлялись дальше. Далее в своей работе я стала чаще применять интеграцию с естествознанием. Для лучшего запоминания месяцев, и к каким временам года они относятся, ребята создавали постер в группах. Изучая тему «Расположение событий во времени» на примере роста дерева ученики располагали события во времени с использованием иллюстраций дерева на разных этапах. На одном из уроков математики мы отправились на виртуальную экскурсию. На данном уроке ученики не только научились находить неизвестную часть равенства, но и узнали, люди каких профессий работают на стройке и в чём заключается их работа.
Урок математики можно интегрировать также и с уроком физической культуры. На уроке, тема которого «Взаимообратные действия» рассматривали зимние виды спорта. Эта интеграция позволяет расширять кругозор младших школьников и приучать их к ведению здорового образа жизни.
На уроках обучения грамоте младшие школьники приобретают первоначальные навыки чтения и письма, одновременно у детей формируется мышление и развитие речи. Всё это требует от младших школьников устойчивого внимания. Для повышения интереса учащихся интегрирую обучение грамоте с другими предметами. За счёт регулярной смены деятельности в течение урока внимание учащихся поддерживается на высоком уровне, снимается утомляемость, перенапряжение, повышается познавательный интерес. Для поддержки интереса на урокахиспользую занимательные и игровые формы, загадки, дидактические игры, инсценирование.
Урок обучения грамоте «Что такое родовое древо?» был интегрирован с художественным трудом. На этом уроке мы рисовали ветвистое дерево, приклеивали на него фотографии и подписывали. В ходе этой работы мы заучивали четверостишие «Мы нарисуем дерево». Все ученики были заинтересованы узнать, что же такое генеалогическое древо. Также на этом уроке мы учили название членов семьи на трёх языках. Подобный интегрированный урок был проведён по теме «Продолжаем сочинять рифмы». Здесь ученики в группах рисовали времена года и с помощью учителя подбирали рифму к словам, затем рифму в четверостишии к своему времени года. В своей работе я использую приёмы, которые помогают научить детей сочинять. Например, вставить в стихотворную строчку пропущенное слово, а также игры, направленные на развитие творческих способностей детей: «Продолжай-ка», «Поймай рифму», «Угадай-ка», «Что лишнее?». Эти приёмы активизируют творческие способности младших школьников»
На уроке, тема которого была «Парные согласные Б-П» разговор шёл о барсе. Этот урок я интегрировала с уроком естествознания. Учащиеся узнали, что это за животное, где оно обитает, о том, что барс находится на грани исчезновения, поэтому занесён в Красную книгу Казахстана. На уроке была проведена беседа об охране окружающего мира. Также первоклассники запомнили слова барс, горы на трёх языках. Была проведена игра «Верно - неверно», я называла утверждения, которые подходили или не походили к определению животного барса. Если верно, то ученики хлопали в ладоши, не верно - топали ногами.
Такая интеграция позволяет расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
На этапе урока закрепления знаний о парных согласных Г-К первоклассники активно участвовали в музыкальной инсценировке сказки «Колобок». Такой вид деятельности развивает воображение и речь младших школьников. Здесь прослеживается интеграция с уроком музыки.
В своей практике урок обучения грамоте я интегрировала и с уроками познания мира. Так, например, изучение темы «Составляю рассказ о зиме» связан с уроком «Что такое погода?». На этом уроке школьники узнали характерные признаки времён года, и научились составлять рассказ о зиме по картинке. Также познакомились с условными обозначениями погоды.
Во время урока ребята с интересом узнавали и проговаривали слова на трёх языках (жыл мезгілдері -времена года- seasons,ауа райы- погода- weather), что способствует пополнению словарного запаса и развитие речи учащихся.
На одном из уроков обучения грамоте мы отправились в путешествие по Казахстану. Для расширения кругозора младших школьников и патриотического воспитания были продемонстрированы интересные уголки нашей Родины. Кроме того, урок-путешествие способствует снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, развивает коммуникативные умения и навыки,поддерживает устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия.
Уроки естествознания или этапы урока очень часто интегрируются с уроками художественного труда. При изучении темы «Из каких частей состоит растение?» ученики дорисовывали семена для предложенных им плодов и раскрашивали. В ходе исследования «Как прорастают семена» школьникам нужно был дорисовать, что они увидели через 6 дней. На уроке «Почему важно отдыхать»» младшие школьники в группах создавали «Режим дня» с помощью рисунков.
Один из этапов урока естествознания интегрирую с уроком математики. При изучении темы «Животные - живые организмы» ученикам предложено задание, в котором нужно было посчитать и записать,сколько нарисовано животных. Подобным заданием было при изучении темы «Какие животные впадают в спячку», здесь ученикам нужно определить какие именно животные впадают в спячку, посчитать и записать количество.
Большой интерес вызвал у первоклассников изучение темы «Части тела человека». На уроке ученикам нужно было посчитать и записать количество частей тела своего напарника. Кроме этого, в игровой форме мы изучали части тела человека на трёх языках.
Интеграция с уроком математики на этапе урока прослеживается и при изучении темы «Траектория движения». С помощью разных мерок (скрепки, ластик, точилка, линейка) нужно было определить и записать расстояние, которое проехала каждая машина. Кроме этого ученикам нужно составить предложения, используя слова для справок. Это задание развивает устную и письменную речь, навыки работы с измерительными материалами.
При изучении темы «Космос» мы отправились в путешествие, для этого ученикам нужно было изготовить ракету из цветного картона и бумаги, описав свой летательный аппарат. Это развивает пространственное мышление, воображение, речь и фантазию учеников.
По моему мнению, интегрированные уроки помогают заинтересовать и вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. При таких уроках каждый ученик
имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать творческие способности, обучать работе с различными источниками знаний.
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, использования учебного материала программы.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Благодаря непривычному ходу урока, дети меньше подвержены утомляемости, так как новые условия привычных дисциплин вызывают интерес и активность. Такие уроки развивают образное мышление у учеников, помогают раскрыть потенциал педагога и выйти на новый уровень взаимоотношений с детьми. Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
Используя межпредметную интеграцию в своей практике в учебном процессе, готовлю учащихся к восприятию новых понятий, закрепляю ранее изученное, расширяю кругозор учащихся, используя дополнительные сведения. Благодаря межпредметной интеграции происходит нравственное воспитание учащихся.
Таким образом, хочется сказать, что интеграция предметов в начальной школе - реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Литература:
- www/strategy2050.kz
- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы /www.edu.gov.kz
- Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016
- Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа,2002.С.400.
- Интернет ресурсы