Рефлексивный отчетпо уроку № 3.
Согласно идеям Программы, "Если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее". (Руководство для учителя, стр.142)
Тема 3 урока: «Табиғат аясында демалу». Выбор этой темы был основансоответственно годовому тематическому планированию.
Краткое объяснение уроку:
Целями данного урока были:
1. пополнение лексического запаса по данной теме.
2. применение новой лексики в монологической и диалогической речи.
Первая цель была выбрана мной для ознакомления с новой лексикой, для обогащения словарного запаса, работа по произношению.
Вторая цель была выбрана мной для развития говорения в целом, а особенно на казахском языке, развития понимания,саморегуляция.
Для достижении этих целей мною были выбраны следующие стратегии и задания;
№ |
Задания |
Почему именно так |
1 |
Работа с текстом. Стратегия « Группа стикеров» |
Данное задание направлена на осмысление содержания текста « Көкшетау» |
2 |
« Собери рассказ» |
Развивают непроизвольную память, внимание, умение выражать свои мысли, развивают мышление, речь, умение анализировать над тем, что было сделано ими. |
3 |
«Вытащи новые слова |
Учащиесяся в группах из слова « табиғат » составляют новые слова |
4 |
Составление кластера |
Работа в группе предполагает тесное взаимодействие детей.Данная форма групповой работы способствовала формированию навыков самостоятельной работы, умения формулировать свои мысли. |
При проведении урока с целью развития речевых,коммуникативных управленческих навыков учащихся, формирования у учеников таких качеств как уважение к другому мнению,развития мотивации учеников
применяла активные формы работы такие как: парная и групповая работа, опрос, применение оценивания для обучения (формативное оценивание).
«На каждомуроке важен диалог в классе, которыйприносит большую пользу, т.к. позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осозновать,что у людей могут разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей..., что развивает устную речь у учащихся» (Руководство для учителя стр.145)
С целью повышения мыслительной деятельности учащихся, работу с текстомпроводила с помощью стратегии «Группы стикеров» При организации работы группы, дети придерживались выработанных
правил групповой работы,которые всем необходимо соблюдать.
1. Не говорить всем сразу
2. Реагировать жестам и знакам
3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего
4. Обращаться друг к другу по имени.
После осмысления текста каждая группа добавляет факты на стикерах в качестве ответа ( на основе их Никита, Алина, Егор должны пересказать содержание).
Выполнение этого вида деятельности на этом уроке удалось благодаря созданию благоприятной образовательной среды в классе иблагодаря тому, что у учеников укрепились умения сотрудничать в группе.
Что получилось при выполнении этого задания? Ученики и учитель с помощью этого задания определяют для себя, на каком уровне находятся ученики и как поняли текст.В ходе этого задания ученики, слушая устные рассуждения своих одноклассников, мысленно вспоминали свои ошибки, одновременно это задание для талантливых и одаренных . Я увидела как учащиеся старались не отстать друг от друга,в группе царил дух соперничества,даже слабые учащиеся старались наклеить хотя бы одно слово.
Транскрипт разговора:
Никита: |
Карина |
- Послушай предложение длинное не берите… |
- ну-ка, повтори еще раз… |
- а ты должен так сказать… |
- постарайся запомнить. |
- кому еще непонятно…? |
…докончить… |
Групповая работа на этом уроке прошла лучше, чем на предыдущем
уроке, по причине того, что уже приобретен опыт. Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповая работа оживляет поисковую активность учащихся. В ходе наблюдения я увидела в первой группе слажненную работу. Алина сумела организовать работу,без лишних слов,спокойно старалась объяснитьучащимся,наверно немаловажную роль сыграл ее авторитет, показавший по резльтатам социометрии. Во второй группе работа была менее продуктивной, Карина взяла бразды в свои руки,можно сказать навязывала свои идеи. Естесвенно, это группе не понравилось.Я подошла и напомнила о вкладе каждого участника в работе группы. В третьей группе Диана, Айдана,Айжан работали уверенно,пользовались подмостками ,советовались однако Никита временами чего то выжидал, но девочки помогли ему он ответил взаимностью. «Таланты и способности учеников могут быть выявлены учителями...или самими учениками,которые нуждаются в предоставлении условий для проявления способностей,умений и потенциала...». (Руководство для учителя,стр.177 )
У учеников-спикеров развивалась устная речь, появлялись уверенность и умение вести себя в публичном выступлении. Ученики, слушающие выступления спикеров (талантливых и одаренных), учились у них, как это надо делать.
2 задание
При знакомстве с новой лексикой применялись стратегии, направленные на говорение «Вытащи новые слова». Здесь ученики работают над произношением посредством слушания и имитации речи носителя языка.
Уч-ся в группах из слова « табиғат » составляют новые слова( например: баға,ат,ит,таба,таға,Ғабит,ата,аға,тат,бит и т.д.).Оценивание проходит с помощью стикеров. Затем уч-ся проговаривают слова с переводом,если есть ошибки в произношении, учитель при этом как наставник и как носитель языка показывает образец правильного чтения
Результаты:...1группа - 9слов, 2 группа-7 слов,3 группа-11слов
«Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении.Общение ситуациях учитель-ученик и ученик-ученик составляет значимую часть построения значения ипонимания»(Руководство для учителя, стр.135)
У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Я использую эту потребность в процессе работы с текстом и предлагаю ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ученик использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.
. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволила им легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем. кластеров развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное. . Кластер давал возможность наглядно увидеть и вспомнить сквозной лексический материал.
Для работы, для того, чтобы идти в ногу со временем и своими учениками, каждый учитель должен владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в преподавании и обучении. Использование ИКТ является одним из условий компетентного учителя, так как способствует улучшению процессов обучения и преподавания. Поэтому на практике при проведении уроков я постаралась максимально использовать интерактивную доску, показывать обучающие презентации, учила детей работать с различными источниками информации. Выполняя практическое задание Валерия на интерактивной доске с помощью опорных схем виды отдыха на природе.
задание: Игра по стратегии «Собери рассказ». Здесь учащиеся каждой группы выходят к столу, где разбросаны предложения на тему «Табиғат аясында демалу» и прочитав предложение, пытаются запомнить и донести до своей команды. Кто-то из команды записывает. Таким образом команда собирает рассказ.
Цель этого задания: проследить и воздействовать на произвольную память, при котором, память получает установку «Запомнить!»
Развивают непроизвольную память, внимание, умение выражать свои мысли, развивают мышление, речь, умение анализировать над тем, что было сделано ими.
Какие были барьеры?
Барьеры были встратегии «Собери рассказ» т. к. у них не было достаточного словарного запаса. В данном задании нужно улучшить работу в группах. Создать подмостки, например использование словарей, справочников. Поскольку только в группах они смогут быстрее достичь результата совместно обсуждая и объясняя друг другу.
Что можно улучшить?
Для преодоления трудностей групповой работы нужно постоянно менять ее состав, лидеров раскидывать в разные группы во избежания разногласии и помощи более слабым.
Чему научился учитель?
Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие:
- Понимание детьми процесса обучения.
- Понимание того, чему обучать.
- Представление о том, как структурировать учебный процесс.
- Как оценить результативность обучения. (Руководство учителя – стр. 138)
Урок обязательно должен охватывать все семь модулей. Учитель к каждому заданию должен задавать проблемные вопросы, заставляющие учеников рассуждать для развития критического мышления. На каждом уроке особо важен диалог в классе, которая приносит большую пользу, т. к.
- позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
- содействует аргументированию учениками своих идей;
- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Рук. учителя – стр. 145)
Важностью оценивания является саморегуляция. Особо важен учет возрастных особенностей т. к. те знания которые легко могут постичься семикласснику в силу его возраста, шестикласснику трудно постигается. Для талантливых и одаренных должны быть усложненные задания, для еще большего их раскрытия.
«Для того чтобы провести оценивание,необходимо выяснить,что знают и умеют делать ученики,а также, с какимисложностями они сталкиваются».(Руководство для учителя,стр.163)
Работа в группе никого не оставляет равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность самовыражения. Но меня стало волновать другое: оценивание учеников при работе в группе, так как я не могла точно определить вклад каждого школьника в работу групп. И здесь мне на помощь пришли лидеры, которых я назначила. Лидерами в группах оказались сильные способные ученики. Каждый лидер в начале урока получал лист оценивания. Я провела инструктаж. Они с удовольствием выполняли эту работу и наблюдали за вкладом каждого члена группы, оценивали его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходили очень критично и, на мой взгляд, объективно, затем эти символы переходилив отметки
Ф.И ученика |
Алина |
Никита |
Егор |
Аркадий |
Валерия |
Прим. |
Активно участвует в обсуждении |
++ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
++-5 |
Помогает участникам группы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+-4 |
Внимательно слушает и задает вопросы,отвечает ,верно |
++ |
+ |
- + |
+ - |
+ |
+-3 |
Итого |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Какие положительные стороны были отмечены в работегруппы?
С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания?
Как можно их преодолеть?
На этапе рефлексии после обсуждения в группе,спикер садился на « горячий стул»,делал анализ работы группы.
С каждой группы выходили спикеры подробно рассказывали о работе своей группы.
Групповая работа даёт возможности:
• дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку
• дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в спорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего кла Подготовка к урокам на практике занимала у меня много времени, мне приходилось много читать дополнительной литературы, тщательно подбирать и разрабатывать задания. Но когда я видела довольные лица ребят, наполненные светом познания глаза, уходила усталость, хотелось созидать и творить. В такие минуты я понимала, что как мне еще много надо узнать и прочитать, чтобы работать интереснее, эффективнее и результативн Последующие изменения
1) Способствовать развитию диалога «ученик - ученик».
«Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи ещё не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР» (Руководство для учителя стр. 144).
2)Так как при обсуждении в группах многие ученики затруднялись в правильной постановке вопросов, для преодоления данных трудностей предложить ученикам алгоритм построения вопросов высокого уровня или памятку.«Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников» (РУ стр. 146).
3) «Александер(2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся». РУ (стр. 135) Планирую совершенствовать работу в паре, в группе. При организации групповой работы соблюдать регламент.
4) «Таланты и способности учеников могут быть выявлены учтелями,...которые нуждаются в предоставлении условий дляпроявления способностей,умений и потенциала...»Вести целенаправленную работу с талантливыми.
В заключении, хочу сказать, что современный учитель должен изменитьсвое отношения кпроцессу преподавания, подобрать более доступные формы преподношения учебного материала. « Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов,повышающий способность к обучению.» (Руководство для учителя,стр.138) Учитель должен стать ближе к своимученикам, чтобы лучше узнать внутренний мир ребенка, его психологию, его желания. В результате дети изменятся в лучшую сторону своеотношение к учебе и учителю. проанализировав свою работу и работу детей, пришла к выводу, что дети хотят учиться и получать новые знания, применять разнообразные формы и методы обучения. Я думаю, это программа, поможет мне изменить свое отношение к обучению, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Но над этим нужно будет поработать не один день.
Я твердо уверена,что продолжу работу по внедрению идеи всех семи модулей Программы. А для того ,чтобы было больше педагогов,которые умеют творчески мыслить,способных участвовать в совершенствовании и обучении в дальнейшей своей работе планирую продолжать:
-Планировать серии последовательных уроков по разделам, внедряя идеи семи модулей;
-Продумывать вопросы «высокого порядка», использовать таксономию Блума;
-Использовать стратегии формативного и суммативного оценивания;
-Анализировать работу учащихся;
-Изучать педагогическую литературу, делиться опытом с коллегами.
Я думаю, что нам и нашим ученикам повезло, что новые подходы мы начинаем применять уже с первого класса, и я надеюсь на то, что наши ученики научатся учиться в течение всей своей жизни, как требуют условия динамично развивающегося мира.