Предмет: география
Класс: 8
Тема: Атмосферная циркуляция. Циклоны и антициклоны
Цели
1.Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.
2.Воспитывающая: показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
3.Развивающая: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.
Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Путешествие.
Тестовые задания
1.Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
А) солнечная радиация Б) радиационный баланс В) суммарная радиация
2. Самый большой показатель отражённой радиации имеет:
А) песок Б) лес В) чернозём Г) снег
3. Над Россией зимой перемещаются:
А) арктические воздушные массы Б) умеренные воздушные массы
В) тропические воздушные массы Г) экваториальные воздушные массы
4. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
А) юг Сибири Б) Северный Кавказ В) юг Дальнего Востока
5. При движении к экватору величина суммарной радиации:
А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.
Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы:
1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.
2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?
3. Расшифровать обозначения на схеме
4. Излучение солнцем тепла и света – это …
5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)
6. Что такое суммарная радиация?
Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).
Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:
1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)
2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?
3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)
4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.
Какими свойствами обладают эти воздушные массы?
(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)
5. Что такое атмосферная циркуляция?
Атмосферная циркуляция- перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)
Учитель: - Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть
территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан
оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.
Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?
Ученики:- Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.
Учитель:- Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления
растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.
Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) ( далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).
Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.
Учитель: Что произошло с воздушной массой?
Ученики:- Она изменила свои свойства
Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.
Учитель:- Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?
Ученики:- Влияет рельеф.
Учитель:Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами
Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.
Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.
Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.
Учитель:
- На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. Атмосферные фронты
- Воздушные массы- очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферный фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.
Смена погоды часто происходит в результате поступления той или иной воздушной массы. Движутся воздушные массы обычно в виде вихрей самой различной величины — от мелких, наблюдающихся перед грозой, до крупных, занимающих пространства в сотни тысяч и даже миллионы квадратных километров. К огромным воздушным вихрям относятся циклоны и антициклоны
Циклон - (от греч . kyklon - кружащийся).
Циклон представляет собой огромный воздушный вихрь в диаметре до 2000 км, высотой до 6—8км. В центре такого вихря пониженное атмосферное давление. В циклоне возникает система ветров, и изменение в их направлении происходит в северном полушарии против часовой стрелки, в южном — по часовой стрелке. На направление движения воздуха оказывает влияние отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси. В центре этого огромного вихря происходит поднятие воздуха и растекание его на высоте, что приводит к охлаждению воздуха и конденсации водяных паров. Поэтому для циклонов характерна
ненастная погода: зимой большая облачность, снегопады, метели, некоторое потепление; летом дожди, грозы, понижение температуры и усиление ветра.
Условие образования циклона — встреча двух воздушных масс: теплой и холодной. Разность температур, а значит, и давления вызывает их движение.
Для умеренного пояса встреча воздушных масс чаще происходит в областях пониженного давления над океанами. Теплый воздух в виде волны заходит в пределы холодного. На вершине волны возникает пониженное атмосферное давление — центр циклона.
Продолжительность жизни циклонов 5—7 дней. Движутся они со скоростью 30—40 км в час, причем зимой быстрее, чем летом.
Погода при прохождении циклона изменяется в зависимости от того, какая часть циклона проходит над данным пунктом: ведь передняя часть циклона теплая, а тыловая — холодная. В центре циклона наблюдается окно с безоблачным небом, которое моряки называют «глазом бури».
В умеренном поясе циклоны часто образуются на арктическом фронте и фронте умеренных широт.
Тропические циклоны, образующиеся над западной частью Тихого океана, называют тайфунами. Они иногда заходят в умеренный пояс — на восточное побережье Азии (Япония, Дальний Восток), принося большие опустошения.
Антициклон- антициклон - АНТИЦИКЛ'ОН , антициклона, ·муж. (от ·греч. anti - противи kyklos - круг).
Антициклоны тоже огромные воздушные вихри в нижних слоях атмосферы, но с меньшей скоростью ветра, повышенным давлением в центре, с изменением направления ветров по часовой стрелке в северном полушарии и против часовой — в южном. Характерная особенность антициклонов состоит в том, что они образуются в нижних (приземных) слоях атмосферы из однородной воздушной массы.
В антициклоне удерживается в течение продолжительного времени устойчивая погода:
летом ясная, теплая; зимой ясная, морозная.
В центре антициклона наблюдаются нисходящие потоки воздуха. Когда воздух опускается, он нагревается, поэтому нет условий для конденсации водяных паров, нет облаков и осадков.
Размеры антициклонов превышают площади, занимаемые циклонами. Так, над материком Евразия в зимний период образуется из холодного континентального воздуха умеренных широт мощный сибирский антициклон с центром в Монголии. Его отрог распространяется далеко на запад, охватывая центральную часть Восточно-Европейской равнины.
Изобара – линия равного давления.
Заполнить таблицу
малоподвижны
6
Характер погод
Неустойчивая, ветреная с осадками
Ясная солнечная
- Как размещены циклоны и антициклоны по территории России?
- От чего зависит размещение?
Учитель:
- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).
Каждая команда получает задание заполнить таблицу.
VII. Рефлексия: учащиеся анализируют свою работу на занятии, прослушав притчу.
“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?" и тот ответил: "Я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: "А я принимал участие в строительстве храма!"”
Тема: Общая циркуляция атмосферы.
Цель: рассмотреть и изучить в ходе урока циркуляцию атмосферы и воздушные массы
Задачи:
Cформировать знания о движении воздушных масс по территории Казахстана; о влиянии на климат арктических, умеренных и тропических воздушных масс
Обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Совершенствование умений работы с картами атласа
Воспитание интереса к изучению географии
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана, атлас 8-го класса, учебник
Ход урока:
I. Организационный момент
- называется тема и постановка цели урока
II. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
Что называется климатом?
Какие факторы влияют на формирование климата?
Что такое солнечная радиация? Как она влияет на формирование климата?
Сколько ясных и пасмурных дней бывает в Казахстане за год?
В чем измеряется солнечная радиация? И чему она равна?
Сколько процентов суммарной радиации отражает снег?
Задание 1. Заполнить кластер «Виды солнечной радиации». Заполните ячейки кластера и дайте определение всем видам солнечной радиации.
Задачи.
Алматы и Владивосток расположены примерно на одной широте, однако t° летом в Алматы выше. Чем во Владивостоке. Объясните, почему? (Удалённость Алматы от океана способствует сильному нагреву воздуха)
Костанай и Москва расположены примерно на одной широте, однако зима в Москве мягче, чем в Костанае. Объясните, почему? Сделай вывод. (Казахстан более удален от океана).
Какое влияние на климат Казахстана оказывает его географическое положение?
III. Изучение нового материала:
1.Объяснение учителя с опорой на имеющиеся у учащихся знания:
В тропосфере возникает постоянно движение воздушных масс.
Планетарная циркуляция – связана из-за потока океанических воздушных масс с запада на
восток, и за 2 – 2,5 суток они достигают территории Казахстана.
Зональная циркуляция – республика находится в центре Евразии.
Воздушные массы, приходящие с океана, постепенно при движении в глубь материка
начинают терять свои первоначальные свойства. Понижается температура воздуха,
давление, влажность, облачность.
2. Работа по климатической карте. (рассмотреть направление ветров и распределение
количества осадков на территории республики)
Воздушные массы:
- арктические – формируются над Северным Ледовитым океаном. Характерны низкие
температуры и зимой, и летом. Вторгаются на север Казахстана и устанавливают
антициклонную погоду. Они формируют сухую ясную погоду: зимой – морозную, а летом –
жаркую. С их действием связаны весенние и осенние заморозки.
- умеренные – формируются в средних широтах материка. Преобладают воздушные
умеренные широты. Приходят с запада, с Атлантического океана, воздушные массы
называются морскими умеренными. Теряют много влаги, доходя до Казахстана, но все
равно приносят часть осадков.
- тропические – приходят летом с территории Средней Азии и Ирана (иранские) и
распространяются на южные районы Казахстана.
3.Используя текст учебника и рассказ учителя, учащиеся заполняют пропуски в таблице.
Типы воздушных масс
Где формируются
Влияние на погоду
Арктические (АВМ)
?
Воздух холодный и летом; сухой- весной и осенью. Вызывает внезапные заморозки и выпадение снега
Морские- умеренные (УВМ(М)
Над Атлантическим океаном
?
Континентальные (УВМ(К)
?
Зимой приносят похолодание
Тропические (ТВМ)
Над Ираном
?
Модельный ответ:
Типы воздушных масс
Где формируются
Влияние на погоду
Арктические (АВМ)
На Северном Ледовитым океаном
Воздух холодный и летом; сухой- весной и осенью. Вызывает внезапные заморозки и выпадение снега
Морские- умеренные (УВМ(М)
Над Атлантическим океаном
Весь год приносит осадки. Летом смягчают жару. Зимой смягчают морозы
Континентальные (УВМ(К)
Приобретают свои свойства над Центральной Азией и Сибирью
Зимой приносят похолодание
Тропические (ТВМ)
Над Ираном
Летом приносят жару и засуху, зимой- оттепели
ІҮ. Закрепление
Что такое воздушные массы?
Какие воздушные массы преобладают на территории Казахстана?
Трансформация воздушных масс (устно):
Вопросы:
Модельный ответ:
Какие изменения происходят с морским воздухом умеренных широт зимой в результате его трансформации над поверхностью суши?
При продвижением над сушей ВМ становятся менее насыщенными влагой.
Как изменяется у ВМ:
- относительная влажность
Понижается
- температура воздуха
Понижается
- атмосферное давление
Понижается
- облачность
Уменьшается
V. Итог урока:
Выставление оценок с комментированием.
Рефлексия (методика неоконченных предложений)
Сегодня на уроке я узнал….
Для меня было интересным…..
Самым трудным было…..
Теперь я могу объяснить, почему…..
Домашнее задание: §21, стр. 85-87, пересказ
Дата:
8 класс
Тема урока
Общая циркуляция атмосферы
Тип урока
комбинированный
Общая цель
Продолжить формирование знаний о климатообразующих факторах Казахстана, определить роль атмосферной циркуляции в формировании климата Казахстана, используя эффективные стратегии 7 модулей Программы.
Результаты обучения для учащихся
учащиеся научаться определять роль атмосферной циркуляции в формировании климата Казахстана
Основные идеи, отработанные на занятии
Развитие навыков критического мышления
Используемые модули
ТиО, УиЛ, ОдО, ВО, КМ, ИКТ, НП
Источники, оснащение и оборудование:
материалы для выполнения заданий (листы бумаги, маркеры, цветные карандаши, интерактивная карта, атлас, учебник, презентация)
Этапы урока
(ход урока)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организацион
ный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой.
Приветствуют
Актуализация знаний учащихся
(проверка д/з)
Работа с вопросами и заданиями
Назовите климатообразующие факторы на территории Казахстана? (заполнение кластера, выбрать нужные слова)
Что называется солнечной радиацией?
На какие виды разделяют солнечную радиацию?(подписать виды солнечной радиации)
Решение задач
Выполняют задание
Изучение нового материала
Задание 1. Вопросы учащимся:
-Что называется воздушной массой?
-Какие воздушные массы вы знаете?
-Какие из них движутся над территорией Казахстана?
-Но все ли виды воздушных масс будут формироваться над территорией нашей страны?
Задание 2. Используя текст учебника, заполни таблицу «Воздушные массы на территории Казахстана»
Задание 3. Просмотр видеороликов «Циклон» и «Антициклон».
Работа со схемами циклона и антициклона.
Выполняют задание
Закрепление
Задача №1. Через 2-3 дня на территорию вашего села придет циклон. Объясни, как изменится погода?
Задача №2. В долине реки Сырдарья в апреле выпал снег. Объясни причины этого явления?
Решают задачи
Рефлексия
Подведение итогов урока
Использование стратегии «Я не знал – Теперь я знаю»
Подведение итогов урока
Высказывают свое мнение согласно стратегии
Делают выводы
Домашнее задание
Тема урока: местная циркуляция атмосферы
Цель: научить методом анализа и сравнения устанавливать направление преобладающих ветров своей местности;
Задачи: учить объяснять атмосферные явления в разные сезоны года.
Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, речь.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью в холодное время года
Оборудование: физическая карта Казахстана, климатическая карта Казахстана, атлас 8 класс, схема местных ветров Казахстана, календарь погоды за осенние за 1 год (декабрь 2012- ноябрь 2013), карточки с названием времён года, компьютер, интерактивная доска, список терминов и понятий по темам «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера».
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Организационный момент.
Дети разделены на 4 группы. На столах название команд «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
Проверка готовности к уроку. (1 мин)
Психологический настрой. (1 мин)
Сообщение темы, цели и плана урока (2 мин)
(план урока вывешивается на доске или демонстрируется на экране интерактивной доски)
Повторение ранее изученного материала
Учащимся предлагается на выбор 1 тема из 4.
На экране компьютерной доски (или на карточках) демонстрируются темы для повторения «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера». Методом голосования выбирается одна, затем объявляется правила игры «Вспомнить всё». Побеждает та команда, которая последней озвучит фразу по данной теме.
Игра «Вспомнить всё» - группы отвечают по очереди
Для стимулирования активности учащихся на экране демонстрируется список терминов и понятий по выбранной теме.
Игра «Загадай – покажи» - работа в паре
Учащиеся работают парами. По 2 минуты они загадывают друг другу объекты на карте Казахстана (города, реки, озёра, равнины, горы). По сигналу учителя они меняются ролями. Сразу подсчитывают, кто показал правильно больше объектов, и оценивают работу друг друга. В ходе игры можно пропускать объекты, если не знаешь где они расположены. При этом задающий ученик сам должен их показать.
Игра «Театр» - работа в группе (опережающее задание) – инсценировка «Циклон», «Антициклон», «Атмосферный фронт», «Торнадо» (6 мин)
Группы по очереди показывают сценки
Оценивается работа коллективно.
Новая тема (5 мин)
Сообщение учащихся (опережающее задание)
Учащиеся выступают с информацией о наиболее устойчивых местных ветрах Казахстана.
Эби
Сайкан
Арыстанды-Карабасский
Чиликский
Курдайский
Мугалжарский
(параллельно идёт работа с картой Казахстана, атласом и контурной картой – нанесение на контурную карту направлений данных ветров. Подписывание названия ветра и его скорости)
Закрепление нового материала – работа в группах (15 мин) (каждая группа вычерчивает розы ветров по месяцам своего сезона)
Работа с календарём погоды. Вычерчивание роз ветров (5 мин)
Анализ роз ветров, составление вывода (2 мин)
Выступление групп (4 мин)
Оформление общего вывода в тетради (2 мин)
Подведение итога урока (1 мин)
Как влияет циркуляция атмосферы на жизнедеятельность человека? Какие стихийные бедствия связаны с циркуляцией атмосферы.
Оценивание. Учащиеся выполняют взаимооценку работы групп. Индивидуальные оценки выставляются также методом взаимного оценивания в оценочном листе внутри группы.
Домашнее задание § 22
Приложение 1.
План урока
Игра «Вспомнить всё» - работа в группах (5 мин)
Игра «Загадай – покажи» - работа в паре (4 мин)
Игра «Театр» - работа в группе (опережающее задание) – инсценировка «Циклон», «Антициклон», «Атмосферный фронт» (6 мин)
Новая тема (5 мин)
Сообщение учащихся (опережающее задание)
Работа с картами
Закрепление нового материала – работа в группах (15 мин)
Работа с календарём погоды. Вычерчивание роз ветров (5 мин)
Анализ роз ветров, составление вывода (2 мин)
Выступление групп (4 мин)
Оформление общего вывода в тетради (2 мин)
Подведение итога урока (1 мин)