В условиях ускорения научно-технического прогресса следует понимать по-новому возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, людей по-настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие исторические и нравственно-эстетические истоки. Величайший мыслитель Древнего Востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: «науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».
Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с психологией, философией, социологией, культурологией, историей, литературой и математикой. Отсюда следует, что музыкальная наука состоит из целого синтеза естественных, гуманитарных и точных наук, а значит, требует к себе особого внимания и терпения.
Особенность звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитана, физически обоснована и имеет точное научное определение. О причинах, обусловливающих высоту и низость тонов, упоминается еще в глубокой древности. Об этом пишет в своих «Трактатах о музыке» аль-Фараби: «Высота и низость звука зависят обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем больше сжатие, тем острее звук».