Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в начальной школе

                           Пояснительная записка от автора

Отчего учебная деятельность не всегда приносит ожидаемый (желаемый) результат? Как сделать обучение одновременно и результативным, и интересным?  Как обеспечить современное качество образования в соответствии с потребностями личности, общества и государства? Как добиться одного из результатов обучения и воспитания в начальной школе: готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную информацию для дальнейшего образования?

Все эти вопросы я задаю себе, готовясь к очередному уроку. Это и побудило меня к поискам новых методов и форм работы, которые обеспечили бы успешность и привлекательность учебного процесса.  Для разрешения этой проблемы вижу необходимость применения в практике учителя начальных классов разных образовательных стратегий,  и в первую очередь – использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ. 

ИКТ на уроках познания мира,  позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве нельзя совершить путешествие по планете за 40 минут? С использование средств ИКТ - можно. При этом учащиеся легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках познания  мира учащихся, на мой взгляд, является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).  Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности. 

Таким образом, труд, затраченный на комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

         Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость

Изменения в образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. Одной из основных задач учителя начальных классов  является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.  

XXI   век —век  высоких   компьютерных    технологий.   Современный ребёнок  живётв  мире  электроннойкультуры.  Меняется  ироль  учителя в информационной       культуре    —он   должен     статькоординатором информационногопотока.   Следовательно,   учителюнеобходимо    владеть современными     методиками    иновыми    образовательными    технологиями,

чтобы общаться на одном языке с ребёнком.Владение   информационными      технологиями   ставитсяв  современном  мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек,  умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Сегодня   втрадиционную    схему   «учитель  ученик    учебник»  вводится новое звено компьютер, а в школьное сознание –  компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование      информационных        технологий      вобразовательных  дисциплинах.

    Поэтомуразвивать    информационную       культурунеобходимо    с начальной   школы,ведь  начальная   школа- это  фундамент  образования,от того  каким   будетэтот  фундамент    зависитдальнейшая  успешность  ученика,а  затем  и  выпускника  всовременном  мире.  

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным  дляучащихся,  следствием чего,  какправило,  становится  болееэффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.  Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.  Ведьименно   сейчас  у учителяпоявилась   возможность   совместнос  учениками  погрузитьсяв  яркий  красочныймир  познания,  нетолько  силой воображения раздвигая  стены школьного  кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ.

Предмет «Познание мира» в начальной школе довольно сложный, насыщенный большим количеством информации, которая подчас далека от уровня ребёнка, но невероятно важный для формирования всесторонне развитого человека. Каждый учитель просто обязан сделать предмет доступным, интересным, занимательным и творческим, чтобы ребёнок не просто запоминал, а «впитывал» и «переваривал» информацию. Если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры
Задачами, стоящими перед учителем на уроках «Познание мира», являются: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, речевых и мыслительных навыков.

Использование ИКТ в начальной школе при изучении  курса познание мира не только позволяет повыситьэффективностьпреподавания,   но   иболее  рационально     иэкономно  использовать время и силы учителя.

Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это

и  подбордополнительного    текстовогои  иллюстративного     материала, создание   карточек синдивидуальными     заданиями    идополнительными познавательнымитекстами,   создание   электронной    базы  мониторинга, систематизация  исохранение  личных  методических  наработок,  подготовка отчетной   документации,   оформлениеучебных    стендов  и  т.д. Все   это позволяет  приболее  низких  временныхзатратах  получить   болеевысокий результат в обучении детей.

Сколько возможностей открылось перед учеником и его учителем.  Теперьпроверить  домашнее    заданиепо  окружающему     миру,например, можно за  5 минут у всех учеников,  благодаря компьютеру.  Асколько радости у ребят! Есть разница в словах учителя? 

« Проверяю домашнее задание. К доскепойдёт……» или « к компьютеру пойдёт…», или  «К интерактивной доске пойдёт……» Второй и третий варианты вызывает у детей восторг, первый у некоторых даже страх. Итак  во-первых,   применениеИКТ   на  урокахусиливает   положительную  мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком  эстетическом    иэмоциональном      уровне;   обеспечивает    наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих,  повышаетсяобъем  выполняемой  работына  уроке  в1,5-2

раза; обеспечивается   высокая   степеньдифференциации     обучения  (почтииндивидуализация).

В-четвёртых,      расширяется        возможность       самостоятельной

деятельности;     формируются      навыкиподлинно  исследовательской

деятельности.

В-пятых,  обеспечивается  доступк  различным  справочнымсистемам,

электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А   всёвместе,  конечно    же,способствует   повышению     качества

образования.

Одной   изнаиболее   удачных    формподготовки   и  представления

учебного  материалак урокам   (особенно  к урокампознания    мира)  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Что такое презентация? Почему именно презентация?

«Презентация»-    переводится   санглийского   как   «представление».

Мультимедийные      презентации    -это  удобный    иэффектный    способ представления    информации    спомощью     компьютерных     программ. 

  Онсочетает  в себе  динамику,звук  и изображение,  т.е. те факторы,  которыенаиболее долго удерживают внимание ребенка.  

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Яркость, красочность и движение отдельных частей слайда привлекает внимание детей. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала, а это и является главной целью воспитателя. Преимуществопрезентации:

Компактность

В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения.

• Многофункциональность

Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования.  Большой плюс в том, что презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Главное в презентациях – информативность, наглядность, увлекательность. 

Презентации - это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. 

В настоящее время среди учителей  уроки – презентации наиболее распространены,  так как  решают следующие проблемы:

Недостаток наглядного материала.

Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знаний.

С помощью ИКТ урок проводится на более высоком эстетическом уровне (используются анимация, музыка, видеофрагменты и т.д.) 

Презентация сопровождена дополнительными материалами в электронном виде.

ИКТ позволяют более рационально организовать учебный процесс.

Повышается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Чаще всего уроки-презентации мы используем на уроках познания мира, так как появляется возможность показать детям видеофрагменты, иллюстрации, 

Flash-анимацию, различные схемы, кроссворды и тесты, которые при наличии компьютеров, дети могут выполнять на уроке индивидуально.

На таких уроках отличная дисциплина, все дети работают увлеченно, быстро выполняют поставленные перед ними задачи.

Оценив результаты подобных уроков можно сказать, что использование ИКТ эффективно помогает в развитии познавательных процессов младших школьников.

Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы  обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности (т.е. полная ломка традиционной 

методики преподавания не нужна). 

Одновременное    воздействие   надва важнейших    органа   восприятия

(слух  и зрение)позволяют достичь   гораздобольшего   эффекта. 

Известно, что человек запоминает 20% услышанного и  30% увиденного,  иболее 50% того, что он видит   и  слышитодновременно.   Таким   образом,облегчение   процесса восприятия   и запоминания   информации спомощью    ярких  образов- это  основа любой современной презентации.

Более   того, презентация   даетвозможность    учителю   самостоятельно

скомпоновать     учебныйматериал   исходя   ихособенностей    конкретного  класса,темы,  предмета,  чтопозволяет  построить  уроктак,  чтобы  добитьсямаксимального учебного эффекта.

Часто    используюна   уроках   фотографии,     которыеснимала    на цифровой  фотоаппарат, и опять же,  размещённые в презентации.    

            Что дают такие уроки учащимся? 

  1.     С удовольствием посещать предмет. 

2.   За счётповышенного интереса, существенно повышать качество  знаний. 

3.   При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже 

    самый трудный материал. 

4.Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

5.Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные 

    предположения и догадки на основе полученных знаний. 

1.   Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать 

    каждую, даже самую сложную тему. 

2.Использовать   разнообразную наглядность(рисунки, фотографии, 

    картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко 

    использовать обычным путём.

3.   Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к 

    предмету. 

4.Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, 

    на практике используя свои знания и умения. 

С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, познавательной активности.   Но  нестоит  безмерно   увлекатьсякомпьютерными     ресурсами.   Ведь непродуманное      применение     компьютера     влияетна   здоровье    детей.Непрерывная     длительность    занятийс  ПК   недолжна    превышать    для учащихся:

1 классов –  10 минут; 

2 – 5 классов –  15 минут. 

      Надовсегда  помнить,  чтоИКТ  –  этоне  цель,  а  средство  обучения. 

Компьютеризация  должнакасаться  лишь  тойчасти  учебного  процесса,где  она действительно необходима. 

       Такимобразом, использованиеинформационно –коммуникационных  технологий   на уроках познания мира  –   это не  просто  новоевеяние  времени,   анеобходимость     и  поискнового   смысла    урока.Как   учитель,   активновнедряющий     в  своейработе   мультимедийные      уроки,могу  сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые. 

      

                

                              

                                 Актуальность применения ИКТ

         Современный мир отличается динамичным развитием во всех  социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этогоразвития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер  жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная  грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”,  изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и  включает элементы информационных технологий, информационной  культуры.В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка  

с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и  сопровождается психологическими проблемами использование  игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическимивозможностями (наглядное представление информации, обеспечениеобратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие  возможности поощрения правильных действий, индивидуальный  стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к  учебной деятельности.  

Единственный человек, который способен реализовать данноеположение на практике – это учитель начальных классов. 

Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на  традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочнойдеятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность  существенно снижается. Использование же ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к  мотивации их приобретения.  

В современной школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: 

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с 

информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, применяяразноуровневые задания.

Работая учителем начальных классов, провожу различные уроки, но особенно интересны и познавательны уроки познания  мира с применением мультимедийного комплекса. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к информации, осуществления "диалога" с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации

Позволю себе напомнить то, что познание мира на ступени начального общего образования направлено на: 

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Исходя из опыта работы по данной теме, я убедилась насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков познания мира с использованием ИКТ. Нам уже трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необходимых на данном этапе.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование 

Осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. 

Общеучебные умения и навыки (чтение текста, ответы на вопросы)

Общелогические (выделять главное, производить сравнения, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы) С помощью технических средств легче работать и над приёмом обобщения. В учебнике нам часто предлагают целый разворот, заполненный разными иллюстрациями, что сбивает детей с толку. А здесь можно вывести на экран только те иллюстрации, которые нужны нам на том или ином этапе урока.

Коммуникативные (вести диалог, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты)

Предметные (специальные) -  (работа с картой, опыты)

Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание. 

Использование медиатехнологий на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Это доказывает проведенное анкетирование учащихся. 

ИКТ на уроках познания мира, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве нельзя совершить путешествие по планете за 40 минут? С использование средств ИКТ - можно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

Таким образом, труд, затраченный на комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

                     

Цели и задачи применения ИКТ на уроках

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в активизации познавательной деятельности на уроках и как результат, в повышении качества обучения. 

С помощью компьютерных технологий решаюследующие задачи:  

   •Постоянное личное самообразование и повышение педагогического  

      мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.  

   •Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую  

      самостоятельность учащихся в работе с информацией.  

   •Внедрение индивидуализации образования за счёт  

      дифференцированного подхода. Это касается как учащихся с  

      трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления  

      материала, а также и одарённых детей.  

   •Изменение форм и методов учебной деятельности.  

   •Интеграция урочной и внеурочной деятельности.  

   •Организация воспитательной деятельности на более высоком  

      информационном уровне.  

                                      

Практическое применение.

         «Насильное обучение не может быть твёрдым,
но то, что с радостью и весельем входит,
крепко западает в души внимающим».
Василий Великий.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-)

Применение информационных компьютерных технологий в обучении является важным современным условием повышения качества образования, элементом его модернизации на основе личностно - деятельного подхода. 

Внедрение ИКТ осуществляется по таким направлениям как:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Но при этом следует объективно изучать и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические возможности новых технологий, чтобы выработать ориентированную на будущее методику и практику построения учебных занятий в начальной школе.

Преимущества использования ИКТ:

Делают обучение более эффективным;

Способствуют индивидуализации обучения;

Повышается мотивация обучения;

Активизируется познавательная деятельность учащихся;

Обеспечивается оперативность и объективность контроля;

Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;

Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

Повышается интерес к изучаемому предмету.

      Плюсы в использовании ИКТ:

с большим успехом дети усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; 

• более значимой становится роль ИКТ в плане познавательной, интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

• формируется  информационная культура, которая так необходима младшему школьнику; 

• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей


Основные принципы обучения с использованием ИКТ

принцип научности, 

принцип сознательности, 

принцип доступности (посильности), 

принцип актив­ности, 

принцип систематичности и последовательности, 

принцип прочности усвоения, 

принцип наглядности.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно, учителю необходимо определить:

какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

какие уроки целесообразно делать компьютерными;

как организовать компьютерные занятия. 

          

                              Использование ИКТ при подготовке к уроку:  

   •Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой  

      информации при помощи соответствующего программного  

      обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку  

      (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации и др.)  

   •Осуществление поиска необходимой информации в Интернете в  

      процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по  

      предмету.

                            Использование ИКТ в процессе урока.  

На уроке ИКТ можно  использоватьпо-разному.  Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, ифронтальной. Например, при работе с тренажёром ученик может  выполнять задания самостоятельно. Также можно организовать  групповую работу, во время которой учитель демонстрирует на экранеотдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по  очереди выполняют упражнения, когда необходимо, при подсказке  учителя.  

Учащихся начальных классов я вовлекаю не только в использование  информационных ресурсов, но и в создание их. Конечно, возраст  накладывает естественные ограничения на организацию такойдеятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с  начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном  возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностныхкачеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если  

этот возраст рассматривается как малозначимый, “проходной” для  компьютерных технологий, то нарушается преемственность между  этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся.

Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером(чаще 

лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И  передучителем 

встаёт задача показать, насколько это мощный  инструмент познания, позволяющий открыть мир. 

Компьютер можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. С помощью ИКТ можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Возможности использования ИКТ в начальной школе широки. Но очень важно помнить заповедь: «Не навреди!» ИКТ должна выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана, дозирована и проведена в соответствии с требованиями ТБ.

В практической деятельности использование ИКТ на уроках познания мира возможно  через:

1. Программу Microsoft Power Point для создания тематических презентаций («Удивительные растения мира», «Строение организма человека», «Вода – источник жизни на планете», «Три состояния воды»,  «Многообразие животного мира», …),  кроссвордов («Домашние животные», «Органы чувств»), дидактического материала (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.) 

Для наиболее эффективной организации работы я использую личные презентации и презентации, созданные коллегами. Обмен опытом в таких вопросах не просто нужен, а жизненно необходим


2. Использование Microsoft Power Point в тестировании, с целью выявления уровня знаний и формирования умений учащихся анализировать и обобщать, даёт возможность задействовать и глаза, и мозг, и моторику рук учащихся. А игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у детей интереса к 

выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

3. Показ видеосюжетов, видеофрагментов с добавлением звука, используя программу Windows Movie Maker,  запоминания через зрительные и слуховые анализаторы. Какой же урок о  красоте родного края без просмотра видеофильма смузыкой? А фильм о птицах безпения этих же птиц?

4. Использование Интернет-ресурсов.

                                  Таким образом, внедрение на уроках ИКТ:

Облегчает подготовку дидактических материалов.

Применение различных программ значительно экономит время учителя, способствуют активизации познавательного интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. На уроках познания мира с использованием презентаций дети с удовольствием погружаются в учебный материал. 

Создание и применение электронных дидактических пособий, созданных мною в сотрудничестве с учителем информатики («Взаимосвязь живых существ в природе») обеспечивает глубокое понимание и прочное усвоение учебного материала, побуждает собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.

Использование ИКТ позволяет мне управлять самоконтролем и самопроверкой, значительно облегчает этот процесс, способствует осознанному и объективному оцениванию результатов деятельности своей и своего товарища.

Совершая на уроках виртуальные путешествия с помощью ИКТ, дети проявляют высокий интерес к материалу и сами активно подключаются к изучению темы, подбору информации, решению проблемных вопросов, поиску путей решения поставленных задач. Использование анимации притягивает внимание даже «слабеньких» учеников и пробуждает желание узнавать новое. Сконцентрированность (сжатость) информации, выделение ключевых моментов, выводов позволяют ознакомиться с темой абсолютно всем учащимся, облегчает овладение сложным материалом. 

Использование Интернет-ресурсов открывает доступ к огромному количеству информации, различным справочным системам, электронным библиотекам и т. д.

Осуществление проектной деятельности по познанию мира с использованием ИКТ (Проекты «Комнатные растения в жизни школьников», «Радуга», «Солнце») даёт свои результаты.

3 класс. Познание мира.Тема  «Какие бывают растения». 

Оборудование: компьютер (компьютерный класс), видеофильм «Всё про воду», географическая карта. Компьютер помогает в работе с тестом, в показе слайдов, которые передают красоту водной стихии, в оформлении вывода по уроку. 

Видеофильм (фрагменты) сопровождается рассказом учителя и детей.

2 класс.Познание мира.  Тема.«Почему осенью листья желтеют? ». 

Оборудование: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору, магнитофон. Магнитофон необходим для эмоционального настроя на работу (музыка на усмотрение учителя). Через компьютер выводятся на экран картины осени, по которым идет обсуждение красок этого времени года.


Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.
    Работа учителя с использованием ИКТ включаетследующие функции:
1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
2. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного,
 наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к обучению.

                                  Заключение.

      Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности  

на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают те уроки,  

на которыхиспользовали ИКТ.  

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно суверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:  

   •Активизировать познавательную деятельность учащихся  

   •Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном  

      уровне.

   •Обеспечить высокую степень дифференциации обучения  

   •Повысить объём выполняемой на уроке работы

     •Усовершенствовать контроль знаний

   •Рационально организовать учебный процесс, повысить  

      эффективность урока  

   •Формировать навыки исследовательской деятельности  

   •Обеспечить доступ к различным справочным системам,  

      электронным библиотекам, другим информационным ресурсам  

        Использование ИКТ на уроках окружающего мира способствует повышению 

эффективности процесса обучения: позволяет выстроить определенную логику раскрытия темы, создать положительный эмоциональный фон; анимационные 

сюжеты, видеофильмы знакомят младших школьников с процессами, сложными для понимания детьми данного возраста, служат основой для обучения школьников описанию процессов, объяснению закономерностей.

Применение ИКТ позволяет грамотно, наглядно, ярко, красочно оформить результаты исследовательской деятельности, создавать мониторинги по отслеживанию промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности.

Я считаю, что использование ИКТ преображает преподавание учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала.

Применение ИКТ на уроках познания мира не только «оживляет» процесс, но и повышает мотивацию в обучении, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для творческого взаимодействия учащегося и учителя, вносит радость в обучение ребёнка и ПОВЫШАЕТ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПОЗНАНИЯ МИРА  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Урокпознания  мира      2 класс

Тема:  Почему осенью листья желтеют и опадают?

Цели:-знакомство  с явлением природы «листопадом», знакомство с причинами, из-за которых происходит листопад,закрепление об органах растений,о значении растений в жизни людей;-развитие связной речи, наблюдательности, внимания;         - привитие чувств бережного отношения к природе, ;Наглядность и оборудование:    интерактивная доска,  музыкальная аудиозапись для релаксации, конверты с названиями деревьев,бумажные и высушенные листочки

Организационный момент.

Встало солнышко с утра,                      Чтоб природе другом статьЗаниматься нам пора!                         Тайны все ее узнать,Учимся старательно!                             Все загадки разгадать                  Слушаем внимательно!                         Надо много наблюдать.За природой наблюдаем,Только вместе, только дружноБеречь ее обещаем!Изучать природу нужно!Думаем,запоминаем,Дружно руки поднимаем.Мы пожмем  соседу руку,Пожелав успехов другу.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

-Вот и кончается осень. Какой она была?-Какой осенний месяц был самый теплый?-В каком месяце были осадки?-В каком месяце начался листопад?

-Был ли снег этой осенью?

Проверка дом. задания:

- в форме теста  (для слабых),

- «авторский стул»(дети сами задают вопросы ученику-олимпийцу)

-заполнение таблицы:

Орган растения

Корень

Стебель

Лист

Место нахождения

Значение

Обобщение : корень, стебель, листья-органы растений. Каждый орган выполняет свою важную работу.

-А зачем нам нужны растения?Зачем мы изучаем их?

Ответы детей.   

Актуализация опорных ЗУН.-Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю.          Но не касаюсь сосен                                        И елочек. Я- ...(Осень)

– Самое красивое явление в природе - это ЛИСТОПАД.

-Почему происходит листопад?

Предполагали:

  Узнали:

От холода листья желтеют. От ветра опадают.

Солнца мало, а хлорофилл придает зеленый цвет под воздействием солнечных лучей

Без солнечного света  желтеют.

Без тепла питание замедляется. Листья опадают, превращаются в перегной

Ознакомление с новым материаломЧтение текста                                           . По ходу чтения заполняют  правую часть таблицы

1------группа-    читает  абзац, отвечает на вопросы.       -Что придает зеленый цвет листьям?-Для чего нужны листья?-Как вырабатывается хлорофилл?       

2-----группа-   Почему опадают листья?-  ЗАПОЛНЕНИЕВ ТАБЛИЦЕ ПРАВОЙ      .КОЛОНКИ.

3-----группа-   Какую пользу приносят опавшие листья?

1,2,3------группы-   Могут ли люди прожить без растений? 

                                  -   Что для нас природа?

                                  -   Как же нам относиться к ней?

-Про какое самое красивое осеннее явление вы узнали?

     7. Обобщение.

-Пока летом светит солнце в листьях много хлорофилла, который придает им зеленый цвет.

-Осенью солнце светит мало, поэтому в листьях не вырабатывается хлорофилл.

-Становится холодно. Корни растений впитывают все меньше и меньше влаги. А  листья желтеют, затем опадают.

  ЛИСТОПАД.

●Релаксация.   Муз. композиция  В.Гурьева «Улыбка осени»

После лета наступает осень. Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Это ЛИСТОПАД. Сорвавшись с веток, плавно  кружась в танце вальса, листья медленно ложатся на землю.

Какое яркое великолепие вокруг тебя! Яркое и спокойное. Листья на деревьях желтые, апельсиновые,нежно-коричневые и бордовые, алые, золотые. Это цвета роскоши и радости.

Короткая пора у золотой осени. Деревья теряют листву и становятся все более прозрачными и беззащитными. 

Куда деваются опавшие листья? Из опавших листьев делают перегной- он питает растения.  Но пока их еще не вывезли из садов и парков, я люблюходить  по опавшей листве, которая так громко и даже весело шуршит под ногами...

  Листочек еще не знал, что осенью листочки падают на землю и засыпают до весны или улетают путешествовать вместе с ветром. Но сейчас вокруг была такая красота, что листочек, пожалуй, согласился бы, чтобы страна "Теплые края" была похожа на эту осеннюю сказку.

В один из таких осенних дней, когда солнце лилось с неба на деревья, прилетел ветер с моря. Он был такой сильный, что листочек не удержался на веточке и полетел вместе с ветром. От неожиданности листочек забыл испугаться.

Он кувыркался в воздухе и летел. Он летел!  От этой мысли испарился весь страх и листочек хотел увидеть небеса, где летали птицы. Сколько времени он так летел, он не знал. Ему так хотелось лететь в небе, как птица.

        Вдруг листочек почувствовал воду. Ветер принес его в море и положил на волну. Листочек с удивлением смотрел вокруг. Столько воды он никогда в жизни не видел. Теперь листочек, как маленький кораблик плыл вместе с волной. 

         -Я поплыву в чудесную страну, - подумал листочек и закачался на волне. А высоко в небе откликнулись птицы. - Да, да, в чудесную страну... Листочек был счастлив, что он полетел с ветром, потому что останься он на дереве, он так и не увидел бы чудесной страны.

●             -Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о желтом листочке?

●             -Нужен ли нам листопад?

● 1,2,3г.   -  Могут ли люди прожить без листьев, без растений? 

              -Что для нас природа?

            -  Как же нам относиться к ней?

ИГРА  «Хлопки»

-Что влияет на изменение окраски листьев осенью? 

Ответы:    ветер дует,     папа не поливает дерево,  

воды много,    мало влаги поступает в листья, 

свежий  воздух,  холод,плохо кормит  мама, 

мало солнца

Соотнеси изображения  деревьев     сих  названиями.

  сосна

  дуб

  Осина

  ясень 

  береза

  ель

  рябина

Физминутка

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят... Все дети  дуют

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Листопад! Листопад!

Листья красные летят!

А теперь давайте послушаем тишину. Подул осенний ветер, нагнал тучи. Пошел мелкий дождь. Дождь полил сильнее. Вот он стучит по ведрам, скамейкам, крышам.К вечеру становится холодно. Дождь утихает. Еще тише... Первые белые мухи полетели в воздухе. Приближается зима.

Игра «Что лишнее

Осень, зима, весна, корень.

Дуб, рябина, стебель, осина.

Рыжик, опята, мухомор, листья .

Закрепите на доске лишние предметы: корень, листья, стебель

Рефлексия. 

На доске дерево похожее на Байтерек.   Нажелтых и красных листочках напишите эти слова , подойдите и приклейте вокруг  листочки красного и желтого цвета.

А мне прислали письмо.

Вот посмотрите, какое оно.

Конверт очень большой

И, наверное, не пустой!

Адрес:  Казахстан, ГУ «Алтынсаринская средняя школа»

              2 - Б классу.

Обратный адрес:Осенний лес 

Отправитель:Осень.

                                           Открывает  конверт.

-Да здесь листочки разные,

Желтые, красные,

Листья все скорей берите, 

Пожелания    впишите,

Подарите всем гостям.

Урок познания мира  2 класс 

Тема урока: «Почва.  Значение почвы» 
Цели:  познакомить учащихся со свойствами почвы, определить основное свойство почвы; 
Развивающие: развивать речь учащихся, мышление, 
развитие умения доказывать выдвигаемые предположения, 

развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов. 
Воспитательные: воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе, любовь к Родине, бережного отношения к природе. 
Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, горшочек с почвой, держатель, спиртовка, лабораторное фарфоровое блюдце, фильтровальная бумага. 
Ход урока 
1. Организационный момент. 
Психологическая установка на работу. 
Мы пришли сюда учиться, не лениться ,а трудиться. 
Слушаем внимательно, работаем старательно.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Слайд  
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? 
Фрагмент электронного урока        « Окружающий мир»  2 класс-   « Земля- наш общий дом» 
Какие значения имеет слово ЗЕМЛЯ? .  Назовите мне их. (Слайд )    Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова- Земля- это почва. 

Чтобы ответить на главный вопрос  Слайд  (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы. (перечислить этапы в слайде  ) 

Какой состав имеет почва? 
Что такое почва? 
Каково основное свойство почвы? 
3. Совместное открытие знаний 
Работа в группах. 
Вы на несколько минут стали учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам. 
Опыт №1 
Возьми стакан с водой. 
Брось туда комочек почвы. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________. 

Опыт №2 
Возьми фильтровальную бумагу. 

Насыпь на нее немного почвы. 
Плотно придави её к бумаге вторым листом. 
Стряхни почву обратно в стакан. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 


Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть _______________. 

Опыт №3 
Возьми стакан с водой. 
Добавь туда почвы. 
Размешай стеклянной палочкой. 
Подожди немного и посмотри на дно. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть ____________________________. 
Опыт №4 
Возьми стакан с водой. 

Добавь туда почвы. 
Размешай стеклянной палочкой. 

Подожди немного и посмотри на поверхность воды. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов. 

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________. 

Опыт №5 
Возьмите горшок с почвой. 
Налейте туда немного воды. 
Держите горшок над пустым стаканом. 
Что вы наблюдаете? 

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ 

________________ воду. 

Опыт №6 проводит учитель 

Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. 
Взять несколько капель воды из стакана. 
Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. 
Подержать блюдце (стекло) над огнем. 
Что ты наблюдаешь? 
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде. 

Презентация научных открытий ( отчёт научных групп): 
Слайд     (Открываю выводы по мере их озвучивания. ) 
Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух. 
Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода. 
Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка. 
Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных.. 
Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает воду. 
Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли. 

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах. Работа в парах. 

4. Физкультминутка
- Здравствуй, солнце золотое! 
(Нарисовать руками круг) 
-Здравствуй, небо голубое! 
(Руки вверх, помахать кистями) 
Здравствуй, вольный ветерок, 
(Помахать руками перед лицом) 
-Здравствуй, маленький дубок! 
(Поднять руки вверх и покачать ими) 
-Мы живём в одном краю – 
Любим Родину свою. 

(Тихо садятся). 
   Слайд  
Рассмотрите иллюстрации и определите, где лучше всего растут растения? 
(В саду, на огороде, в лесу, на лугу, на хлебном поле) 
-Где растения не растут или их совсем мало? 
- Как выдумаете, от чего зависит рост растений, урожайность посевов ? 
Работа с учебником
Откройте учебники на странице 51. Давайте прочитаем статью « Значение почвы».
Чтение по частям ( разбор содержания каждой части. Определение ключевых слов) 
Работа по вопросам. 
7. Рефлексия: Слайд  

Кроссворд по теме «Почва» 
1.Инструмент, которым вскапывают грядки. 
2.Как надела сто рубах заскрипела на зубах 
3. слой земли, на котором растут растения 
4.Одна из составных частей почвы.

5.Часть почвы, образованная из остатков листьев,  веток, умерших животных. 
6.Главное свойство почвы. 


8. Подведение итогов работы 
Слайд.     Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте смайлики.

1. отлично. 
2.  не очень хорошо. 
3.  плохо. 
9. Выставление оценок за урок. 
1   Домашнее задание 

                  Урок  познания мира3 класс

Тема:   «Полезные ископаемые»

Цель: закрепление знаний учащихся о том, что такое полезные ископаемые, где они используются.

Дать понятие о самых распространенных и наиболее часто используемых полезных ископаемых.

Задачи:

1. Сформировать нравственно – духовную личность.

2. Совершенствовать умение работать с текстом:

- умение планировать работу;

- умение вчитываться в текст;

3. Продолжить развивать умение работать в группах:

- развивать активность, слаженность;

-развивать связную речь;

-умение выбирать, сравнивать, компоновать, обобщать.

4. Продолжить воспитывать любовь к родине, бережное отношение к богатствам недр земли.

  Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельно – познавательной деятельности.

  Методы контроля: репродуктивные, стимулирования интересов к учению.

  Оборудование: 

-презентация  «Полезные ископаемые Казахстана»

учебник, энциклопедия, словарь;

- образцы полезных  ископаемых:

Ход урока:

Психологический настрой:

Наш девиз:

«Друг другу помогать,

Руку поднимать

И пятерки получать».

- Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющей природных богатств – о полезных ископаемых. В конце урока вы должны будете ответить на два вопроса:

1. Для чего добывают полезные ископаемые?

2. Как добывают полезные ископаемые?

I. Проверка домашнего задания:

-Прочитать научное толкование тому, что называют «полезными ископаемыми»

«Существовавшие в древнейшие геологические эпохи и добываемые из недр земли, приносящие какую либо пользу, т.е. используемые в промышленности». (по С.И.Ожегову.) 

II.Практическая работа учащихся по теме урока: (самоподготовка)

1. Работа в группах: сообщение о различных видах полезных ископаемых

(1 ученик рассказывает, остальные слушают, делают выводы, готовят сообщение для презентации).

Класс разделен на  3 группы.

Глина, гранит, железная руда

Известняк,   каменная руда, каменный уголь-

      3.Нефть, природный газ, песок

2.В  ходе сообщения остальные учащиеся заполняют таблицу.

     НАСЛАЙДЕ:

Название

Основные свойства

Применение

Глина

Белая, красная, бурая, синяя, твердая, непрозрачная, рыхлая, негорючая

Посуда, кирпич, алюминий

Гранит

Зернистый, твердый, непрозрачный, плотный, негорючий.

Строительство, облицовка, зданий.

Железная руда

Черного цвета, твердая, плотная, непрозрачная.

Все изделия из металла.

Каменная соль

Белого цвета, кристаллической формы, растворяется в воде, имеет соленый вкус.

Для приготовления пищи.

Каменный уголь

Черный, твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий.

Отопление, изготовление пластмассы, лекарств, красок.

Известняк

Светлый, твердый, плотный, непрозрачный

Мел в строительстве, известь в с/х.

Нефть 

Жидкая, темная, непрозрачная, горючая.

Керосин, бензин, масла, лекарства, мыло.

Природный газ

Бесцветный, газообразный.

Для обогрева, приготовления пищи.

Песок 

Сыпучий, состоит из крупинок, хорошо пропускает воду.

В строительной промышленности, изготовление стекла, кирпича

Таблица на слайде: (места добычи полезных ископаемых)

                                          ПОЛЕЗНЫЕ  ИСКОПАЕМЫЕ.

ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ:       

         Медь-Жезказган.

Алюминий - Костанай.

Золото - Север, Восток Казахстана.

Свинец, цинк  - Алтай.

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ:

Железная руда – Костанай, Соколово – Сарбайское.

Магнитный железняк – Сарыарка.  

Бурый и красный – Арал.

ГОРЮЧИЕ:

Каменный уголь (антрацид) –Караганда.

Бурый уголь – Торгай.

Нефть – Мангистау, Актобе.

Газ - Мангистау, Актобе.

НЕРУДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

Соль (поваренная и каменная) – Аральск.

Фосфорит – Картау.

Гранит, мрамор – Юж.и Центр. Казахстан.

3. Кроссворд   (на слайде): 

По горизонтали:

4. Полезное ископаемое, которое добывают шахтеры (уголь)

7. Место, где залегают полезные ископаемые (месторождение)

8. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы (руда).

9. Место добычи каменного угля (шахта).

10. Полезное ископаемое, которое  состоит из кварца, слюды и полевого шпата (гранит)

По вертикали:

Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых (геолог).

Открытое место добычи полезных ископаемых (карьер).

Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских животных (известняк)

Материал, из которого делают посуду (глина).

Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в бензин (нефть).

10. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают помещения и готовят (газ).

Богатства актюбинских недр.

Территория актюбинской области очень богата разнообразными полезными ископаемыми:

На западе расположена Прикаспийская впадина, где сосредоточены все месторождения нефти и газа.

Мало кто из жителей Актобе знает, что в городской черте между поселком Заречным и селом Каргалинским размещается крупнейшее в СНГ Жилянское месторождение калийных солей.

Разработаны месторождения фосфоритов.

Известен ряд месторождений белого писчего мела, а также месторождения строительных материалов: кирпичные глины, строительный песок.

К востоку от Прикаспийской впадины расположены хромитовые месторождения. По сумме запасов они занимают 2 место в мире.

Западно – Мугоджарская зона – разработка меди и цинка, здесь же известный золотой рудник Юбилейный.

В южной части актюбинской области открыты 3 газовых месторождения.

III. Работа по учебнику:

Чтение статьи учебника по логическим частям

IV. Работа с тестами.

V. Обобщение знаний, подведение итогов:

- Что вам понравилось на уроке, о чем расскажете дома?

-Что вас удивило?

-Какое чувство появилось после этого урока?

VI. Домашнее задание.

 ЛИТЕРАТУРА

  1Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном   образовании. – М., 1994.  

  2. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7 

3. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г 

4.  О.А. Завьялова. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

5. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   // http://school-collection.edu.ru/.

6.   Сайков Б. П. Организация информационного пространства обр. учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005. 


Топ портфолио преподавателей
Войти через: