Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Особенности речевого развития детей-билингвов дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей-билингвов дошкольного возраста

ya_socials
Опубликовано:
Автор: talapova_a01 191

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты положительного и отрицательного влияния билингвизма на речевое развитие ребенка.

Ключевые слова: нормальное речевое развитие, нарушенное речевое развитие, ошибки детей билингвов (на примере русского языка).

Современный, стремительно развивающийся мир, в котором мы живем, значительно расширяет, а порой и совсем стирает границы, в том числе и этнические, языковые. В наше время мир открыт, люди разных стран имеют возможность свободно взаимодействовать друг с другом при помощи современных технологий, и, более того, существует колоссальная возможность для путешествий по всему миру. Расширяются и углубляются связи в культурной, научной, спортивной, экономической и политической областях. По всем этим причинам существование людей, владеющих двумя, а то и несколькими языками (билингвы), на сегодняшний день считается абсолютной нормой.

В свою очередь, слово «билингвизм» происходит от двух латинских: bi – «двойной», «двоякий» и слова lingua – «язык». Таким образом,билингвизм– это способность владения двумя языками. Отсюда,билингв– человек, который может разговаривать на двух и более языках. Однако к знанию более двух языков можно отнести имногоязычие, другими словамимультилингвизм.Особенность мультилингвизма заключается в том, что оно бывает двух видов –национальное(употребление нескольких языков в определенной социальной общности) ииндивидуальное(употребление индивидуумом нескольких языков, каждый из которых предпочитается в соответствии с определенной коммуникативной ситуацией).

         В психолингвистике различают два вида билингвизма:

1) естественный (бытовой)

2) искусственный (учебный).

Естественный билингвизмвозникает в соответствующей языковой среде, которая включает в себя радио и телевидение при спонтанной речевой приктике. Осознание специфики языковой системы может не происходить. Второй язык приискусственном билингвизмеосваивается в учебной обстановке, при этом необходимо использование волевых усилий и специальных методов и приемов.

По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70 % населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.

В последнее время опыт мультикультурной и многоязычной жизни становится привычным явлением, и, как следствие, увеличивается количество детей, с раннего возраста оказывающихся в ситуации двуязычия.

С практической точки зрения данное явление интересует не только политологов, социологов, лингвистов, но и педагогов, в том числе логопедов.

Согласно последним исследованиям британских ученых, раннее изучение второго языка способствует развитию той части мозга, которая ответственна за беглость речи. Этот эффект особенно заметен, — утверждают ученые, — если второй язык начать осваивать в возрасте до пяти лет. Исследования обнаружили, что у двуязычных людей образуется больше серого вещества в нижней части теменной области коры головного мозга. Чем позже начать освоение второго языка, тем менее проявляется эта особенность. Именно серое вещество мозга отвечает за анализ информации. Хотя «пластичность» серого вещества известна уже давно, процессы изменения вещества мозга под воздействием определённых воздействий до сих пор остаются плохо изученными. Новые результаты показывают, как изучение второго языка может влиять на структуру мозга, особенно в раннем возрасте.

В свою очередь опыт логопедической работы показывает, что наличие двух активных языков в семье представляет собой угрозу для нормального формирования речи у ребенка или, при наличии у него исходных речевых расстройств, усугубляет проблему речевого развития.

С одной стороны, такая проблема может быть связана с тем, что ребенок недостаточно хорошо знает русский язык, чтобы отвечать требованиям, предъявляемым к ученикам при обучении в школе на русском языке. С другой стороны, малопонятная речь ребенка-билингва может быть обусловлена наличием у него какойлибо клинической формы речевого расстройства (алалия, дизартрия и др.), что мешает ему усваивать как родной, так и второй языки.

В обоих случаях итог одинаковый – ребенок не может овладеть школьной программой вследствие низкого уровня его речевых возможностей. Всякий раз трудности у ребенка-билингва возникают тогда, когда оформление в школу происходит с учетом только возрастного принципа, в то время как ребенок должен быть готов к школьному обучению психически и психологически, а важнейшим показателем этого является речь, которая должна быть развита по всем показателям (звуковое оформление, лексико-грамматическое структурирование, связное изложение высказывания).

Но стоит также учитывать, что по некоторым исследованиям билингвизм – это ускоритель когнитивного и эмоционального развития ребенка. Гибкость мышления, способность к языковому творчеству, развитие метаязыковых способностей, развитие аналитических умений, разнообразие используемых когнитивных и коммуникативных стратегий у детей-билингвов свидетельствует в пользу детского раннего двуязычия. Необходимо также учитывать, что в современном мире знание нескольких иностранных языков дает большое преимущество в профессиональной, образовательной и социальной деятельности. Преимущества двуязычия явно преобладают над его недостатками, а данная проблематика нуждается в дальнейшем комплексном исследовании.



Список литературы

1. В.А. Аврорин “Проблемы изучения функциональной стороны языка”. Наука, 2000.
 2. Андреева С. В. Билингвизм и его аспекты // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. №3 – 2009. – С. 34- 38 
 3. Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов / А.В. Харенкова // Проблемы современного образования. №2. – 2013. – С. 160-167
 4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. СПб., 2005.

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты