Цель данной методической работы – повышение эффективности начального этапа обучения игре на фортепиано.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу содержащую практический опыт по проблеме.
2. Теоретически обосновать комплекс педагогических условий развития музыкальных и пианистических способностей.
Музыкальное развитие ученика. В прежние времена педагоги обычно начинали непосредственно с объяснения нотной записи. Не имеющий достаточного запаса музыкальных впечатлений , не приученный вслушиваться в звучание инструмента, ребенок не воспринимал нотную запись как фиксацию живой музыкальной речи. Она превращалась для него в обозначение тех или иных клавиш фортепиано, в мёртвые значки, не передающие эмоции. При таком методе обучения исполнение ученика с самого начала становилось формальным, безжизненным.
Художественности обучения не способствовало и то, что многие педагоги мало интересуются качеством звучания и концентрировали свое внимание на двигательных приемах, так называемой «постановке» руки.
К сожалению, перед учеником выдвигают непонятные для него требования: сидеть прямо, держать правильно руки, брать клавишу тем пальцем, который написан, а не тем, каким хочется. Многие из наших требований лишают ребенка инициативы в то время, как обязанность трудиться не должна вступать в конфликт с радостью игры на инструменте
Педагогу нужно помнить, что дети на начальном этапе обучения не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным для ребенка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для разрядки.
Задачи, осуществляемые на уроках фортепиано с помощью игры.
- Самая сложная задача- постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на фо-но- может решиться в процессе игры легко и весело.
Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ.паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.
Игры:
«Подари мне руку», «Колобок»- помогут расслабить плечо, кисть
«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу
«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча
«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.
- Развитие ритма и координации
Игры:
«Два лифта»
«Волшебные клубочки» -отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фо-но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся)
«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.
«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.
«Придумай текст»- применимо для средних и старших учащихся, если они никак не могут запомнить сложный ритмический рисунок- со словами это легче.
- Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.
Игры:
«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаемдлительности нот.
«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».
«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.
- Аппликатура
Игры:
«Даю приказы пальцам»
«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах
«На волнах»- техника арпеджио
- Постановка штрихов
Игры:
«Сказка про цыпленка»- для изучения legato ( Королёва «Музыка»)
«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato
«Капельки», «Пчела»- на non legato
«Солонка»- staccato
- Чтение с листа
«Бантики»- представление секунды
«Куколки»- терции
«Музыкальные бусы»-- сборник Смирновой «Методические рекомендации»
«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках
«Зашифруй нотами слова» -музыкальные ребусы.
Условия, определяющие успех игровых технологий
- Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
- Компетентность и подготовленность преподавателя ( качество преподавания)
- Психологический микроклимат на уроке
- Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать работу учащегося.
Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке. Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию. Кроме того, у ребенка иной темп мышления, чем у взрослого, он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет беспокойство, а, может, и страх.
Согласно принципам отечественной методики, ребенка надо с первых же уроков приобщать к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в её смысл и строение, распознавать качество звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на материале художественном, доступном и интересном для ребенка. Лучше всего использовать разного рода песенный материал.
Желательно с первых же уроков начать знакомить ученика с инструментом. Надо в общих чертах рассказать об устройстве фортепиано, что всегда интересует детей, показать клавиатуру и характер звучания среднего, высокого и низкого регистров, играя на инструменте подходящие пьески и предлагая ученику самому попробовать и послушать звуки различной высоты. При этом следует разъяснить, что означает понятие «выше» и «ниже». На первых же уроках ученик выучивает название нот- до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ориентиром для их нахождения служат черные клавиши, которые группируются по две и по три, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.С более маленькими и активными детьми стоит воспользоваться трудами Т. Шуполовской «Музыкальная грамота», «Крохе музыканту»Корольковой, «Альбом ученика пианиста», «Новая школа игры на фортепиано»Цыганова, Королькова, «Я буду пианистом»Корольковой.
Желательно, чтобы ученик находил белые клавиши сразу, без предварительного отсчитывания от ноты до, как это нередко бывает.
Перед тем как учить детей игре на инструменте, их надо правильно посадить за него, и удобно и свободно. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно, чтобы во время игры он не поднимал плечи. Локти не следует прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры. Большое значение для уверенности исполнения имеет хорошая опора ног, особенно пяток, т.к. ноги у ребенка обычно не достают до пола, их можно поставить на скамеечку.
Далее надо подойти к работе над туше (способу прикосновения к клавише). Здесь наиболее рационален путь от NON LEGATOк LEGATO. Это воспитывает у ребенка с первых шагов обучения координацию движений всех частей руки, позволяет легче добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный певучий звук, который впоследствии послужит значительно лучшей основой для певучего legato и игры cantabile, чем извлекаемый «одними пальцами» неглубокий звук, возникающий при игре 5-типальцевых упражнений. Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, крючкообразные неспособны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их (поднимать и опускать).
Уже в первых упражнениях необходимо обратить внимание ребенка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся . Надо избегать как бледного, «белого» звука, так и резкого, стучащего звука. В процессе работы, если ученик несовершенно выполняет требуемое задание, педагог может подсказать ему соответствующий прием - свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья во время движения. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без предварительного её нащупывания и без всяких иных помех, вызывающих вредную фиксацию. Этот навык, имеющий исключительно важное значение в процессе фортепьянной игры, необходимо на протяжении ряда лет совершенствовать, используя на постепенно усложняющемся материале. В методике работы над навыками звукоизвлечения определяющим моментом служит стремление решить определенную звуковую задачу , в связи с которой и надо рекомендовать соответствующие для её разрешения приемы.
Когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применить для подбора разученных по слуху песенок. Каковы бы ни были затруднения при подборе, отказываться от него нецелесообразно, т.к. подбор является отличным средством для развития слуха и свободы ориентировки на клавиатуре. Подобранные песенки полезно транспонировать в одну-две тональности.
Подбирание песен, так же как и извлечение отдельных звуков, надо производить поочередно правой и левой рукой с тем, чтобы обе руки развивались равномерно . Полезно также чередовать руки во время исполнения одной и той же песни, меняя их при повторении одинаковых эпизодов. После того как ребенок подберет некоторое количество песенок одним пальцем, можно переходить к исполнению legato нескольких звуков. Параллельно полезно играть упражнения на связывание 2-х, затем 3-х, 4-х и 5-ти звуков.
Процесс изучения нотной записи обычно протекает примерно следующим образом: ученику показывают линейки нотоносца и те звуки, которые расположены на них в скрипичном ключе, затем звуки, находящиеся между линейками и на первых добавочных сверху и снизу. Не следует разрывать изучение скрипичного басового ключей. Можно и следует прибегнуть к цветному изучению нот, как делает это в своей практике Юдовина-Гальперина. Итак, каждая нота приобретает свой цвет. Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например, Скрябин). Сложности могут возникать с точки зрения индивидуального воззрения ученика. Однако дети с легкостью запоминают и усваивают, что до — это зеленый, ре — желтый, ми — синий, соль — красный.
При объяснении размера большинство педагогов считает целесообразным брать за основу четверть, т.к. эта длительность встречается чаще и поэтому является для ребенка более конкретной. Подобрав знакомую песенку, в которой движение идет преимущественно ровными четвертями, педагог объясняет, каким образом их следует записать на нотной бумаге.
Первые пьески, которые приходится разучивать ученику одноголосные пьески, переложенные для исполнения двумя руками попеременно. Здесь, как и в процессе пения, а затем и подбора песенок, он сталкивается с проблемой исполнения мелодии. Надо обратить его внимание на то, что мелодия - это не ряд обособленных звуков, но определенная последовательность звуков, связанных между собой в единое целое. Для того чтобы научить ребенка лучше ощущать мелодическую линию, следует сказать ему, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные звуки.
В песнях, исполняемых поочередно обеими руками, надо обратить особое внимание на моменты перехода мелодии из руки в руку. Ученики имеют обыкновение при этом задерживать пальцы на клавишах дольше, чем нужно.
При разучивании песен, используемых в начале обучения, ребенку следует дать представление о делении мелодической линии на фразы. Понятие фразы уместно связать с дыханием и на первых порах пояснить, что фраза- ряд звуков, исполняемых на одном дыхании. Известно, что членение мелодии на фразы обозначается нередко лигами. Многие композиторы не всегда выставляют лиги, особенно в тех случаях, когда мелодия исполняется non legato или не целиком legato. Некоторые педагоги считают необходимым дополнить авторскую запись и выставляют фразировочные лиги.
Надо приучать ребенка как можно раньше самостоятельно разбираться в нотном тексте, особенно в отношении таких важнейших моментов, как вопросы членения мелодии на фразы.
После одноголосно изложенных песен ученик переходит к пьескам, в которых мелодия сопровождается несложным аккомпанементом, вначале нередко в виде басовой квинты. Постепенно ученик переходит к пьесам с более сложной мелодией и развитым сопровождением, к полифоническим сочинениям, вариациям, сонатинам. Одновременно изучаются этюды.
Хочется подчеркнуть, что на самом раннем этапе развития ученика, успех педагога в значительной мере определяется живым, горячо заинтересованным отношением к делу. Неустанно совершенствовать свое мастерство, обновлять методы работы, искать для каждого ученика наилучшие пути раскрытия его индивидуальности необходимо при обучении ребенка не в меньшей степени, чем взрослого.