Тема: «Решение сложных уравнений», 4 класс
Урок по технологии БиС
Карта: Алгоритм
Цель: достичь качественного усвоения новой темы максимальным количеством учеников.
Задачи:
- образовательные - закрепление алгоритма решения сложных уравнений;
- развивающие - развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить; развивать мыслительные операции; развивать вычислительные навыки; проводить самоконтроль и рефлексию знаний;
- воспитательные - расширять кругозор детей, обучать умению организовывать и оценивать свою деятельность и работу своего соседа.
Правила работы:- учиться работать в быстром темпе;- учиться вести аккуратные и чёткие записи;- учиться выполнять взаимопроверку;- соблюдать дисциплину;- быть внимательным, активным и доброжелательным.
Ход урока
- Орг. момент.
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%.
- Мотивация учащихся как класс – команды.
- Ребята, сегодня у нас важный и необычный урок. Нам предстоит открыть для себя новую тему в математике, совершенствовать свои вычислительные навыки, отрабатывать скорость счёта. Наш класс, как единая команда должна ее пройти по трем картам в максимально короткое время с высоким результатом.
3. Слово лидера класса.
Ребята, мы с вами команда-класс!
Должны мы собраться в ответственный час.
По карте с успехом сегодня пройти.
За время короткое, не подвести!
Покажем высокий мы результат
Средь лучших девчонок и лучших ребят.
4. Сообщение темы урока.
(запись на доске)
х + 7 = 12 |
7 + х = 18 - 7 |
40 - в |
5 + х |
8 - х = 15 |
х - 6 = 17 - 9 |
- Что записано на доске? (уравнения и буквенные выражения)
- Оставьте только уравнения.
- Вспомните:
- Что такое уравнение? (Верное равенство с неизвестным числом называется уравнением.)
- Что значит решить уравнение? (Значит найти его корень.)
- На какие группы можно разделить данные уравнения? (простые, сложные)
- Как отличить простое уравнение от сложного?
- Какую задачу поставим перед собой на этот урок? (закреплять умение решать сложные уравнения)
- Сформулируйте тему урока. (Решение сложных уравнений)
5. 1 цикл «Проба». Актуализация субъектного опыта учащихся.
Первое объяснение по схеме ОСУД.
Время объяснения В1 (В1 = х записать на доске)
Схемы должны быть на каждой парте. Учитель объясняет тему по каждому элементу ОСУДА! Левая рука указывает на нужный этап схемы, правая рука – с мелом на доске. Обязательно нужен диалог с классом.
НПС |
ППС |
ВПС |
х + 123 = 544 – 112 х + 123 = 432 х = 432 - 123 х = 309 |
а + 819 = 567000 : 420 а + 819 = 1350 а = 1350 - 819 а = 531 |
(823 - 628) · у = 18720 : 8 195 · у = 2340 у = 2340 : 195 у = 12 |
Записать время окончания первого объяснения.
6. Организация восприятия. Выполнение заданий.
Дается три задания: НПС – ППС – ВПС
Учащиеся записывают слово «Проба», делают синхронно один хлопок и приступают к выполнению задания. (5+30)
НПС |
ППС |
ВПС |
1512 – х = 621 + 324 1512 – х = 945 х = 1512 - 945 х = 567 |
у – 2564 = 176 · 29 у – 2564 = 5104 у = 5104 + 2564 у = 7668 |
в : (37 · 34) = 728 : 56 в : 1258 = 13 в = 13 · 1258 в = 16354 |
Преподаватель двигается по классу и анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения.
Важно: увидеть в какой части ОСУДа дети сделают ошибку.
7. Организация осмысления. Рефлексия.
По окончании работы звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Учащиеся обмениваются тетрадями. Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения.
Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите рис. 3.
Проводится опрос:
1. Скорость – замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений в классе.
2. Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса.
3. Счет – ошибки в счете отражает уровень базовых знаний.
4. Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку «хвосты» по предыдущим темам.
Важно: Анализ всех проблем на этапе проба является основой плана следующего объяснения.
8. 2 цикл «Закрепление». Актуализация субъектного опыта учащихся.
Второе объяснение.
Время объяснения В2 (В2 = х записать на доске)
Время объяснения в 2 раза меньше времени на первом этапе.
Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД, на котором, по его мнению, большее количество учащихся допустили ошибку, и раскрывает те темы, которые дети не усвоили раннее, даже если это темы за прошлые года.
ППС |
ВПС |
395 · х = 19780 – 13460 395 · х = 6320 х = 6320 : 395 х = 16 |
у : 7 + 1584 = 128 · 25 у : 7 + 1584 = 3200 у : 7 = 3200 – 1584 у : 7 = 1616 у = 1616 · 7 у = 11312 |
Записать время окончания второго объяснения.
9. Организация восприятия. Выполнение заданий.
Задания подбираются по таблице 2, «Если - то». Учащиеся записывают слово «Закрепление», делают синхронно два хлопка и приступают к работе. (5+30)
НПС |
НПС |
ППС |
а + 163 = 1536 – 1137 а + 163 = 399 а = 399 - 163 а = 236 |
х – 2248 = 2534 + 1125 х – 2248 = 3659 х = 3659 + 2248 х = 5907 |
213 · у = 10572 – 2265 213 · у = 8307 у = 8307 : 213 у = 39 |
ППС |
ППС |
ВПС |
х : 46 = 1102 – 879 х : 46 = 223 х = 223 · 46 х = 10258 |
17232 : с = 840 – 792 17232 : с = 48 с = 17232 : 48 с = 359 |
3848 – у : 9 = 36 · 98 3848 – у : 9 = 3528 у : 9 = 3848 – 3528 у : 9 = 320 у = 320 · 9 у = 2880 |
Преподаватель двигается по классу, анализирует степень усвоения учебного материала после первого объяснения, ищет свои ошибки в объяснении и ошибки детей в усвоении.
10. Организация осмысления. Рефлексия.
По окончании работы звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Учащиеся обмениваются тетрадями. Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения.
Если класс вышел на норму 63% по ВПС и выполнил норму, то смотрите рис. 3.
Проводится опрос:
1. Скорость – замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений в классе.
2. Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса.
3. Счет – ошибки в счете отражает уровень базовых знаний.
4. Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку «хвосты» по предыдущим темам.
11. Физминутка.
12. 3 цикл «Память». Актуализация субъектного опыта учащихся.
Третье объяснение.
Время объяснения В3 (В3 = х записать на доске)
Время объяснения в 2 раза меньше времени на втором этапе.
Преподаватель опрашивает класс и начинает новое объяснение с того этапа на схеме ОСУД, на котором, по его мнению, большее количество учащихся допустили ошибку, и раскрывает те темы, которые дети не усвоили раннее, даже если это темы за прошлые года.
ВПС |
а : 69 + 357 = 759 + 455 а : 69 + 357 = 1214 а : 69 = 1214 – 357 а : 69 = 857 а = 857 · 69 а = 59133 |
Записать время окончания третьего объяснения.
13. Организация восприятия. Выполнение заданий.
Задания подбираются по таблице 2, «Если - то». Учащиеся записывают слово «Память», делают синхронно три хлопка и приступают к работе. (5+30)
НПС |
НПС |
ППС |
х – (321 + 264) = 532 х – 585 = 532 х = 532 + 585 х = 1117 |
385 + у = 948 – 127 385 + у = 821 у = 821 – 385 у = 436 |
с – 3564 = 46 · 321 с – 3564 = 14766 с = 14766 + 3564 с = 18330 |
ППС |
ППС |
ВПС |
х – 2564 = 176 · 29 х – 2564 = 5104 х = 5104 + 2564 х = 7668 |
у + 23 · 64 = 3124 у + 1472 = 3124 у = 3124 – 1472 у = 1652 |
(4578 - с) : 68 = 3304 : 59 (4578 - с) : 68 = 56 4578 – с = 56 · 68 4578 – с = 3808 с = 4578 – 3808 с = 770 |
Преподаватель двигается по классу и анализирует основные показатели, которые были выявлены на предыдущих этапах.
14. Организация осмысления.
По окончании работы звучит команда «Ручка в руках – это ошибка». Учащиеся обмениваются тетрадями. Поэтапная проверка выполнения заданий. На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения.
Проводится опрос:
1. Скорость – замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений в классе.
2. Внимание – невнимательные дети – отражает уровень организации класса.
3. Счет – ошибки в счете отражает уровень базовых знаний.
4. Тема – происходит поиск ошибок и выписываются по порядку «хвосты» по предыдущим темам.
Дополнение 1. Если на любом этапе получена норма 63% по ВПС, то проводится контрольный срез по двум вариантам.
1 вариант
НПС |
ППС |
ВПС |
(х – 837) + 124 = 214 х – 837 = 214 - 124 х – 837 = 90 х = 90 + 837 х = 927 |
76 · 36 + у = 1961 + 2654 2736 + у = 4615 у = 4615 – 2736 у = 1879 |
(565 + в) : 7 = 11712 : 12 (565 + в) : 7 = 976 565 + в = 976 · 7 565 + в = 6832 в = 6832 – 565 в = 6267 |
2 вариант
НПС |
ППС |
ВПС |
418 – 141 + х = 543 277 + х = 543 х = 543 – 277 х = 266 |
у · (3648 : 76) = 1680 у · 48 = 1680 у = 1680 : 48 у = 35 |
975 : 5 + а = 12688 : 13 195 + а = 976 а = 976 – 195 а = 781 |
15. Рефлексия.
Определение тех, кто решил на «5», «4», «3» и кто не справился.
- карте «Алгоритм», разрешается не ставить оценки. Если, вы решили ставить оценки, то расчёт производится по схеме предложенной Войтовой И.В., руководителя МО начальной школы гимназии №1, г. Шахтинска:
Задания ВПС – 3 балла;
Задания ППС – 2 балла;
Задания НПС – 1 балл;
Оценка 5: сумма набранных баллов за три этапа: 8-9 баллов.
Оценка 4: сумма 6-7 баллов.
Оценка 3: сумма 4-5 баллов.
16. Подведение итогов.
- Что делалина уроке?- Чему научились?- Какие ошибки были допущены? Почему?- Чему ещё хотели бы научиться?
Домашнее задание:
НПС |
ППС |
ВПС |
а + 163 = 1536 - 1137 |
(1864 - 1823) · х = 1558 |
х · (958 - 867) = 3194 - 828 |
412 + х = 9875 - 2511 |
у · 8636 : 68 = 4318 |
у : 8 + 954 = 559 · 5 |
у – 2248 = 2534 + 1125 |
6873 : 87 + в = 1958 |
с : (37 · 34) = 728 : 56 |