Одной из составных частей воспитания духовной культуры личности является освоение ими художественной культуры и освоение ее осуществляется последовательно, в течении всей его жизни. Однако освоение - это не только конечный результат, итог всякого художественно- культурного процесса, не только цель распространения культуры в обществе, но и важнейший признак по которому оценивается отношение человека к окружающей действительности и степени духовно-практической деятельности человека по созданию, освоению и распространению произведений искусства или материально-художественных предметов, обладающих высокой эстетической ценностью. Целенаправленное освоение художественной культуры является важным процессом в превращении художественного творчества каждого человека и его результатов в систему общественных и эстетических, морально-этических качеств личности. Духовно-эстетическое развитие учащихся, обеспечивается в основном, в процессе художественного образования и воспитания средствами искусства. Каждый вид искусства со свойственными ему средствами художественно-образного отражения действительности, оказывает влияние на сознание детей, расширяет их познавательные возможности, тем самым обеспечивает качественный уровень процесса формирования эмоционального отношения к окружающей действительности и освоения прекрасного. Среди многих видов искусства с большим познавательным потенциалом является изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство, служившие для человека средством выражения представлений о жизни. Особенная ценность познания прекрасного средствами народного декоративно-прикладного искусства объясняется следующими причинами:
Во-первых, произведение данного искусства позволяет формировать и развить определенную культуру восприятия окружающего мира, помогает глубже познать художественно-выразительные средства других видов искусства и воспитывает уважение к национальным художественно-культурным ценностям;
Во-вторых, знания и полноценные представления дают возможность определить социальную значимость искусства, его роль в жизни человека и общества.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что успешность художественной деятельности и творческой развитости учащихся в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков восприятия и действенного отношения к искусству. Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются от произведений других видов изобразительного искусства. Специфичен в нем не только изобразительный язык, но и сущность, и содержание произведений. В процессе освоения образного языка декоративно-прикладного искусства и через него приобщение их к материально-художественной ценности и эстетической традиции народа, требует от преподавателя целенаправленного методического и творческого подхода в организации и руководстве воспринимающей и изобразительно- творческой деятельности учащихся. Принципиально важным является донести до учащихся логику изменяемости форм в искусстве в их органической связи с изменением структуры общественной жизни своего народа, его эстетического идеала, с художественными традициями, представляя тем самым возможность учащимся заинтересованно разбираться в исторических причинах этих изменений. Следует отметить, что образное мышление учащихся формируется главным образом под воздействием родного искусства, под влиянием колорита родной природы и местности. Не освоив язык искусства своего народа, где заложены вся мудрость, идеалы, вкусы, эстетические традиции и история народа, немыслимо освоение образного языка искусств других народов.
На основе анализа педагогической литературы по художественному образованию и воспитанию подрастающего поколения, эстетического отношения к искусству, освоения художественной культуры и традиций своего народа, требует решения следующих педагогических проблем, в процессе учебно-воспитательных работ;
- Организация целенаправленного руководства по накоплению учащимися представлений о специфике образного языка народного декоративно-прикладного искусства, о принципах создания художественных вещей народными мастерами и о традициях эстетического преобразования окружающей среды, а также по формированию понятий об исторических и национальных особенностях казахского народного искусства;
- Формирование эстетических суждений и понятий о красивом в единстве с усвоением способов анализа и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, побуждающих учащихся к повторному общению с искусством и способствующих развитию оценочного восприятия;
- Формирование нравственно-эстетических чувств у учащихся, способствующих воспитанию уважения к прогрессивным эстетическим ценностям, нравственным нормам, а также достижениям народа в области художественной культуры. В процессе изучения произведений декоративно-прикладного искусстваважную роль играют организационно- массовые формы работ:
- экскурсии в музеи искусства, в мастерские художников-прикладников, к архитектурным памятникам;
- сбор предметов декоративно-прикладного искусства;
- организация выставок местных художников-прикладников;
- организация выставок работ учащихся по итогам работы за год;
- встречи с народными мастерами и художниками-прикладниками.
Следовательно, народные промыслы и декоративно прикладное направление, в искусстве являясь одним из наиболее значимых и близких каждому человеку источником связи истории, культуры и быта своего народа.
Должны способствовать не только постижению сущности красоты явлений природы и предметов, выраженных определёнными художественными средствами, но и духовного, нравственного и патриотического воспитания личности. В соответствии, с чем процесс эстетического и нравственного воспитания принципов, должен быть неразрывно связан с желанием учащегося быть ближе не только к природе родного края, быту своего народа, но и участвовать в формировании культурных и художественных ценностей. Постигая значение красоты, учитывая специфику национальных особенностей и историческую культуру своего народа. Выражая её определёнными изобразительными средствами связанных с умением наиболее ярко и доступно раскрыть значение и смысл стилизации в декоративных качествах предметов, человек в первую очередь как бы оформляет идеальный художественный образ в соответствующую материальную форму. Что, собственно, и представляет зримую эстетическую ценность. Мы считаем, что главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.