Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Роль и значение декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического вкуса личности

Роль и значение декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического вкуса личности

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Григорий02 504

Одной из составных частей воспитания духовной культуры личности является освоение ими художественной культуры и освоение ее осуществляется последовательно, в течении всей его жизни. Однако освоение - это не только конечный результат, итог всякого художественно- культурного процесса, не только цель распространения культуры в обществе, но и важнейший признак по которому оценивается отношение человека к окружающей действительности и степени духовно-практической деятельности человека по созданию, освоению и распространению произведений искусства или материально-художественных предметов, обладающих высокой эстетической ценностью. Целенаправленное освоение художественной культуры является важным процессом в превращении художественного творчества каждого человека и его результатов в систему общественных и эстетических, морально-этических качеств личности. Духовно-эстетическое развитие учащихся,  обеспечивается в основном, в процессе художественного образования и воспитания средствами искусства. Каждый вид искусства со свойственными ему средствами художественно-образного отражения действительности, оказывает влияние на сознание детей, расширяет их познавательные возможности, тем самым обеспечивает качественный уровень процесса формирования эмоционального отношения к окружающей действительности и освоения прекрасного.  Среди многих видов искусства с большим познавательным потенциалом является изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство, служившие для человека средством выражения представлений о жизни. Особенная ценность познания прекрасного средствами народного декоративно-прикладного искусства объясняется следующими причинами:

  Во-первых, произведение данного искусства позволяет формировать и развить определенную культуру восприятия окружающего мира, помогает глубже познать художественно-выразительные средства других видов искусства и воспитывает уважение к национальным художественно-культурным ценностям;

Во-вторых, знания и полноценные представления дают возможность определить социальную значимость искусства, его роль в жизни человека и общества.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что успешность художественной деятельности и творческой развитости учащихся в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков восприятия и действенного отношения к искусству. Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются от произведений других видов изобразительного искусства. Специфичен в нем не только изобразительный язык, но и сущность, и содержание произведений. В процессе освоения образного языка декоративно-прикладного искусства и через него приобщение их к материально-художественной ценности и эстетической традиции народа, требует от преподавателя целенаправленного методического и творческого подхода в организации и руководстве воспринимающей и изобразительно- творческой деятельности учащихся. Принципиально важным является донести до учащихся логику изменяемости форм в искусстве в их органической связи с изменением структуры общественной жизни своего народа, его эстетического идеала, с художественными традициями, представляя тем самым возможность учащимся заинтересованно разбираться в исторических причинах этих изменений. Следует отметить, что образное мышление учащихся формируется главным образом под воздействием родного искусства, под влиянием колорита родной природы и местности. Не освоив язык искусства своего народа, где заложены вся мудрость, идеалы, вкусы, эстетические традиции и история народа, немыслимо освоение образного языка искусств других народов.

На основе анализа педагогической литературы по художественному образованию и воспитанию подрастающего поколения, эстетического отношения к искусству, освоения художественной культуры и традиций своего народа, требует решения следующих педагогических проблем, в процессе учебно-воспитательных работ;

  • Организация целенаправленного руководства по накоплению учащимися представлений о специфике образного языка народного декоративно-прикладного искусства, о принципах создания художественных вещей народными мастерами и о традициях эстетического преобразования окружающей среды, а также по формированию понятий об исторических и национальных особенностях казахского народного искусства;
  • Формирование эстетических суждений и понятий о красивом в единстве с усвоением способов анализа и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, побуждающих учащихся к повторному общению с искусством и способствующих развитию оценочного восприятия;
  • Формирование нравственно-эстетических чувств у учащихся, способствующих воспитанию уважения к прогрессивным эстетическим ценностям, нравственным нормам, а также достижениям народа в области художественной культуры. В процессе изучения произведений декоративно-прикладного искусстваважную роль играют организационно- массовые формы работ:
  • экскурсии в музеи искусства, в мастерские художников-прикладников, к архитектурным памятникам;
  • сбор предметов  декоративно-прикладного искусства;
  • организация выставок местных художников-прикладников;
  • организация выставок работ учащихся по итогам работы за год;
  • встречи с народными мастерами и художниками-прикладниками.

Следовательно, народные промыслы и декоративно прикладное направление, в искусстве являясь одним из наиболее значимых и близких каждому человеку источником связи истории, культуры и быта своего народа.

Должны способствовать не только постижению сущности красоты явлений природы и предметов, выраженных определёнными художественными средствами, но и духовного, нравственного и патриотического воспитания личности. В соответствии, с чем процесс эстетического и нравственного воспитания принципов, должен быть неразрывно связан с желанием учащегося быть ближе не только к природе родного края, быту своего народа, но и участвовать в формировании культурных и художественных ценностей. Постигая значение красоты, учитывая специфику национальных особенностей и историческую культуру своего народа. Выражая её определёнными изобразительными средствами связанных с умением наиболее ярко и доступно раскрыть значение и смысл стилизации в декоративных качествах предметов, человек в первую очередь как бы оформляет идеальный художественный образ в соответствующую материальную форму. Что, собственно, и представляет зримую эстетическую ценность. Мы считаем, что главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты