«Саналы ұрпақ - жарқын болашақ»
«Сознательное поколение- светлое будущее»
Цель: создание условий для расширения представления учащихся о Казахстане и Конституции РК
Задачи: содействовать воспитанию уважения к нормам и ценностям, закрепленным в Конституции, знанию своих прав, свобод и обязанностей, развивать чувства конституционного патриотизма
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Если ты с утра проснулся и увидел за окном:
Все нарядны и с цветами, и веселья полон дом;
Если видишь: по дороге много школьников идет –
Значит, наступила осень, начался учебный год.
Для миллиона казахстанцев сегодня большой праздник - День знаний, начало учебного года. Дорогие ребята! Я рада встрече с вами.
Промчались летние деньки.
За парты вам пора,
Опять вы все - ученики,
Учеба - не игра!
- Ребята, я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже во втором классе.
1. Игра
Я буду зачитывать стихотворение, а вы внимательно слушать и выполнять действия. Готовы?
В этом зале – все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Обними соседа слева, обними соседа справа.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч «Я»!
2. Вступительная беседа
Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна, с населением свыше ста пятидесяти миллионов человек. Многонациональное государство. Это - наш Казахстан. И в этой большой стране есть маленькая школа.
Назовите номер нашей школы. Назовите свой класс, в котором вы будете учиться. (Дети называют)
- В нашем классе... мальчиков и... девочек. Сколько всего учеников в нашем классе?
Представление новых учеников
- В этом году с нами будут учиться новые ученики. Давайте с ними познакомимся.
(Учитель представляет новых учеников. Они выходят к доске и рассказывают о себе: чем любят заниматься, в какой кружок ходят и т. д.
3.Шифровка
- Ребята, сегодня утром я нашла непонятное письмо. Оно зашифровано. У меня одной не получилось его прочесть. Может быть, у вас получится, попробуйте!И тогда вы узнаете, куда мы отправимся в путешествие.
Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть своя Родина. И каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Без Родины и без своего народа человек не может жить.
4. Беседа о Конституции
У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 30 августа 1995 года, когда была принята Конституция нашей страны. А что же такое Конституция?
Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже, а пока послушайте легенду:
«Давным- давно было два государства – Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В гос-ве Можно все разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь ругаться – ругайся, хочешь оскорблять – оскорбляй, т. е. все можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе: нельзя грабить, нельзя грубить, нельзя не платить налоги, нельзя веселиться,…т.е. все нельзя. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Люди стали жить в нищете, потому что всё, что они имели у них отнимали более сильные и наглые. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению создать новое государство Законие. В нем были, установили законы, которые должны были соблюдать все жители. В государстве появился порядок и все стали жить счастливо».
- Ребята, а в каком из этих трёх государств хотели бы жить вы? Почему?
- В начале занятия я задала вопрос «Что такое Конституция?» Конституция РК — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны.
Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман Он
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ.
-С Конституцией дружить —
Значит, по закону жить,
Сначала Конституцию придумали и записали учёные.
Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.
Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место на избирательный участок и заявить, проголосовать, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.
Что сказано в нашей Конституции?
— В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.
— Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РК.
— В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РК, а что – нельзя.
Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. В Конституции говорится, что у Казахстана тоже есть государственные символы.
Какие символы вы знаете?
Беседа «Час Добропорядочности»
5.Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю вопрос. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Казахстан – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? (принуждениек бесплатному физическому труду) – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
6.Разбор прав
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы назовете с каким правом связана эта ситуация.
1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)
2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)
3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).
4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование)
. 6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).
8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно)
Динамическая пауза. Игра на ускорение «Самолёт».
7. Один день моего лета
Это право есть у каждого ребенка вы воспользовались этим правом 92 дня.
Учитель читает стих-е.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике всё находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на (отдых)
Ребята, очень интересно узнать, как вы отдохнули летом, где побывали? Расскажите!
«Живой микрофон»Дети выходят к доске рассказывают, где они провели лето и клеят фотографии на постер
8. Подведение итогов
Хорошо вы потрудились…
По казахскому обычаю, мы завершаем наш классный час «Шашу»
- А в заключение давайте все вместе споем песню «Здравствуй столица»