Цель: Создание условий для формирования у воспитанниц знаний о том, что главными помощниками человека являются руки.
Задачи:
Коррекционные: Способствовать развитию и коррекции логического мышления, через игры, выполнения упражнений и заданий, рефлексию. Формировать словесно- логическую память через запоминание понятий. Развивать внимание через данную воспитателем установку. Активизировать и пополнять словарный запас воспитанниц. Развивать диалогическую через вопросно-ответную форму и монологическую речь через выступления детей.
Развивать эстетический вкус, творческие способности и мелкую моторику через выполнение практической работы; а также мелкую моторику рук через выполнение пальчиковой гимнастики, оздоровительной минутки.
Образовательные:Расширять представления детей о значении рук в жизни человека.Закреплять названия частей руки. Закреплять знания детей о действиях, выполняемых руками.Расширять знания детей о творчестве карагандинского художника Карипбеке Куюкове. Познакомить детей с профессией маникюрша через представление детского творческого проекта.
Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к рукам, уважение к людям труда и потребность трудиться,хорошо учиться.
Оформление и оборудование: электронная презентация к занятию: слайд №1 к игре «Составь слово», слайд №2 тема занятия «Наши помощники -руки», слайды №3 и №4 к словарному упражнению, слайд №5 к беседе о людях без рук, слайд №6 о художнике Карипбеке Куюкове, слайд №7 к беседе о плохих руках, слайд №8 к слову «маникюрша»,слайд №9 к слову «маникюр», слайд №10 к понятию «Дизайн ногтей».
Карточки с заданиями к играм «Составь слово» и «Угадай правильно».
Книги по количеству детей.
Видеролик о художнике Карипбеке Куюкове.
Атрибуты к сценке «Для чего руки нужны»: платок для бабушки, для внучки:мячик,ложка с тарелкой, игрушка-собака.
Выставка поделок.
Компоненты для приготовления маски для рук: картофель отварной 1штука,полстакана молока, подсолненчное масло, чашки, ложка, пипетка, салфетки.
Шаблоны ладошек по 2 штуке на каждого ребенка со знаками «+» и «-» к упражнению «Да или нет».
Для выполнения практической работы «Дизайн ногтей»: шаблоны ногтей разного размера и цвета, набор наклеек, иголочки, ножницы.
Предварительная работа: Репетиция сценки «Для чего руки нужны». Просмотр видеороликов о людях без рук.
Ход занятия:
1.Вводная часть
1.1 Психолого-педагогический настрой.
Воспитанницы заходят в зал и встают полукругом.
Сәлеметсіздірме құрметті қонақтар және қыздар!
Воспитатель: Здравствуйте,наши уважаемые гости и дорогие девочки! Я очень рада видеть всех на нашем открытом занятии!
Ребенок:
Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здравствуйте!
Скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Воспитатель:Сегодня начнем, мы, наше открытое занятие необычно- с интересного упражнения-энергизатора.
1.2 Упражнение-энергизатор «Здравствуйте».
Воспитатель: Я предлагаю всем встать в круг. Согните руки в локтях,поднимите кисти рук вверх и поверните их в стороны.
Поочередно касайтесь одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Выполняем упражнение одновременно двумя руками!
Выполнение упражнения.
1.3 Установка на занятие.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с упражнением! А теперь возьмитесь все за руки, закройте глаза и про себя, повторяйте за мной: «Я в детском доме, я на открытом занятии. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу многое узнать. Я готова к работе. Я буду хорошо работать.» Вдохните глубоко и выдохните.
Я заметила, что во время упражнения вы все были сосредоточены, относились к друг другу с теплотой и нежностью. Желаю вам эту теплоту сердец и нежность пронести через все занятие и весь день.Спасибо,садитесь все на свои места.
Воспитатель: Все внимание на меня! Приготовились к работе!Послушайте задания, которые вы должны выполнить.
1.4 Введение в тему: Игра «Составь слово».
Задание для Арины: (5кл.ШИ ЗПР)
Реши пример:
РУО-О+Н-Н+К+А= (РУКА)
Задание для Алисы (5кл.ОСШИ№3):
Р
В Н
К
А (РУКА)
Е О
У
Задание для Алины, Наташи (6кл. ШИ ЗПР)
Алены (8кл.ОСШИ№3)
Марариты (10кл. ОСШИ№3).
Наташа (5кл. м/ш).
Воспитатель: (слайд №1)
Посмотрите внимательно на слайд. Здесь зашифровано слово. Слево напечатаны буквы, затем идут примеры, которые вам необходимо решить устно. Вы называете ответ и он появляется только тогда когда он будет правильным. После этого ниже таблица, в которой получится зашифрованное слово, если правильно вставить буквы соответствующим ответам.
А |
6*9-3 |
51 |
У |
4*7+2 |
30 |
Р |
3*3+10 |
19 |
К |
7*8-1 |
55 |
19 |
30 |
55 |
51 |
Р |
У |
К |
А |
Воспитатель: Какое слово получилось?
Воспитанницы: Рука.
Воспитатель:Правильно! А у человека сколько рук?
Дети: У человека 2 руки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о верхних конечностях нашего организма,об органе осязания,о больших помощниках человека-наших руках и вспомним как же они помогают каждому человеку в жизни и какие возможности есть у них.
Тема открытого занятия: «Наши помощники-руки». (слайд №2)
Это занятие из серии «Секреты домоводства», с разработанного проекта «Юная хозяйка».
2.Основная часть
2.1 Словарное упражнение(уточнение словаря)
Воспитатель: Девочки, отгадайте загадку:
Есть у меня работники
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной,
День и ночь со мной,
Целый десяток
Верных ребяток.
Дети: Пальцы рук.
Воспитатель: Правильно!А пальцы рук- это часть чего?
Дети: Это часть кисти, руки.
Воспитатель: Давайте вспомним, покажем и закрепим названия частей рук с переводом на казахский язык. (слайд №3 и №4)
Дети переводят слова на казахский язык и показывают.
Рука- қол
Правая рука-он қол
Левая рука- сол қол
Плечо- иық
Предплечье-білек
Локоть- шынтақ
Запястье-білезік
Ладонь-алақан
Палец- саусақ , бармақ
Большой палец- бас бармақ
Указательный палец-балан үйрек
Средний палец-ортан терек
Безымяный палец- шылдыр шүмек
мизинец- кішкене бөбек.
Воспитатель: Все верно.Молодцы! Хорошо знаете части руки.Ведь руки- очень важная и нужная часть нашего организма.Возможности рук очень велики. Они умеют отдыхать, развлекаться, трудиться, помогают нам выполнятьразные действия. Сейчас мы в этом убедимся.
2.2 Проведение эксперимента.
Воспитатель:Перед каждой из вас лежит книга:
-откройте книгу с помощью рук
-переверните страницу
- закройте книгу.
Теперь уберите руки за спину и попробуйте открыть книгу без рук. Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель:Попробуйте перевернуть страницу без рук. (Каким способом можно это сделать?)
Дети: Подуть, носом. Но очень тяжело.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети:Руки нам помогают и с ними легко выполнять любые действия. Они наши помощники!
2.3 Беседа:
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, в нашей жизни встречаются люди без рук или одной руки?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно, таких людей в мире много.(слайд №5).Причины отсутствия рук или руки у каждого разные (болезнь, несчастный случай или они рождаются такими).
Что они не могут делать?
Дети: Они не могут выполнять любую работу руками.
Воспитатель:А чем они могут выполнять работу?
Дети: Они могут что-то делать ногами, ртом, плечами или нуждаются в помощи и уходе за ними.
Воспитатель: Но есть исключения,когда люди живут полной жизнью:умеют обслуживать себя полностью,получают нужное образование,осваивают свою профессию, находят себя в творчестве и любят свою жизнь, несмотря на то, что у них нет рук.
(слайд№6) Таким ярким примером служит карагандинский художник, активист международного антиядерного движения, талантливый человек, пример поразительного жизнелюбия,целеустремленности, инициативности и активности, несмотря на свой физический недостаток –это Карипбек Куюков.
Давайте посмотрим видеоролик о жизни и творчестве Карипбека Куюкову.Недавно, летом, он отметил свое 50-летие, и в честь этогои была организована персональная выставка его картин в областном музеи изобразительных искусств!
2.4 Просмотр видеоролика о Карипбеке Куюкове.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать посмотрев видеоролик?
Дети: Несмотря на то, что у человека нет рук, Карипбек куюков научился жить по-новому, не отчаивался, нашел себя в этой жизни и живет наравне совсеми.
Воспитатель: Правильно! И этот небольшой ролик, который мы сейчас посмотрели, прямое доказательство вашим словам.
А сейчас мы с вами продолжим разговор для чего нужны руки, что они умеют делать.
Но перед этим посмотрим небольшую сценку.
2.5 Сценка «Для чего руки нужны».
Маша с бабушкой были большими друзьями. Они обо всем разговаривали. Спросила как-то бабушка внучку:
-А для чего, Машенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть,- ответила Маша.
- А еще для чего?- спросила бабушка.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы собачку гладить.
-А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечала Маша бабушке. Правильно отвечала. Только ответы ее были детские, и она судила обо всех руках по своим, а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Воспитатель:Для чего же человеку больше всего нужны руки?
Дети:Для того чтобы работать, трудиться.
Воспитатель: Давайте поиграем.
2.6 Игра «Угадай правильно».
Воспитатель: На столах перед каждой из вас лежит карточка. На них написаны действия рук. Вы должны не рассказывая, показать что могут ваши руки.А мы все вместе будем угадывать. Дети показывают по очереди. (стирать белье, рисовать, писать, мыть полы,вышивать, гладить белье, подметать ит.д.)
Воспитатель: А кто еще покажет, что могут ваши руки?
Дети: Показывают.
Воспитатель: Видите сколько всего могут ваши руки.А еще вы любите рукодельничать. И моим словам подтверждение, небольшая выставка ваших работ, выполненных своими руками.
Воспитатель рассказывает о выставке работ девочек, выполненных своими руками.
Воспитатель:Вот какие у вас умелые и трудолюбивые руки! Руки помогают нам во всех делах. Как вы считаете это хорошие, добрые дела?
Дети: Да, это добрые дела.
2.7 Беседа:
Воспитатель: (слайд №7). Посмотрите внимательно на слайд.Но есть и другие руки: они несут людям боль, слезы, обиды, разрушения. Что делают такие руки?
Дети:Дерутся,воруют,ломают,разрушают,совершают преступления, теракты.
Воспитатель: Все это делают человеческие руки! Как можно назвать такие руки? Какие это руки?
Дети: Воровские,драчливые, разрушающие.
Воспитатель: Как вы думаете, все таки, чего больше на земле- добра или зла?
Дети: Добра.
Воспитатель: Верно, добра больше, ведь на добрых руках весь мир держится, а зло наказывается. Руки, творящие добрые дела, никогда не сделают зла. Ведь недаром говорят: «А руки, брат,- великий клад, для дел даются руки».
Итак, ответьте, для каких дел руки нужны?
Дети: Для добрых дел.
Воспитатель: Правильно! Стремитесь трудиться, быть полезными обществу и выполнять только добрые дела. Стремитесь хорошо учиться. Ведь руками управляют ум и знания! И к вам будут относиться с добром и пониманием, ценить и уважать вас, как личность!
Мы хорошо поработали с вами, а сейчас давайте отдохнем и поиграем в интересную игру.
2.8 Динамичная пауза Игра «Будь внимательна».
Воспитатель: Я буду называть движения, которые вы должны выполнить только тогда, когда звучит слово « пожалуйста». Кто выполнит команду неправильно, тот должен сесть на место. Посмотрим,какие вы внимательные. Итак, начнем:
1.Пожалуйста, поднимите правую руку.
2. Пожалуйста, хлопните в ладоши.
3. Поднимите левую руку.
4. Пожалуйста, поднимите две руки вверх.
5. Пожалуйста, хлопните в ладоши.
6. Возьмитесь за руки в парах.
7. Пожалуйста, вытяните правую руку вперед.
8. Вытяните левую руку вперед.
9. Отведите две руки назад.
10 Пожалуйста, возьмитесь все за руки.
Воспитатель: У нас получился круг, мирная фигура на земле. Давайте почувствуем тепло рук друг друга. Ведь мы сейчас одно целое. Все дружно продолжим наше занятие.
Спасибо всем за игру,садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: А в игре «Будь внимательна» , в основном, что было задействовано»?
Дети: Руки.
Они снова помогали нам выполнять разные движения. Мы должны беречь наши руки, правильно за ними ухаживать, укреплять. Вашим домашним заданием было найти в интернете, журналах, энцеклопедиях и подготовить элементы по уходу за руками. Давай те посмотрим, что вы подготовили.
2.9 Выполнение домашнего задания «Уход за руками».
1. Оздоровительная минутка
Для того чтобы мы были здоровыми и чувствовали себя каждый день хорошо, необходимо делать массаж пальцев рук! Мы будем правой рукой массажироватьпальцы левой руки. Повторяем все за мной:
Большой палец - улучшает работу головного мозга;
Указательный палец - работу желудка;
Средний палец - кишечник и позвоночник;
Безымянный палец - чтобы печень не болела;
мизинец - улучшает работу сердца.
Воспитатель: Спасибо за оздоровительную минутку. А где ты нашла такой интересный материал? (на уроке информатики, в интернете).
2.Пальчиковая гимнастика
При работе за компьютером и во время письма наши пальчики устают. Необходимо вовремя снимать усталость. Для этого служит пальчиковая гимнастика. Повторяем все за мной:
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
Воспитатель:А где ты нашла такую интересную пальчиковую гимнастику? (в журнале).
3.Маска для рук (девочка знакомит с приготовлением маски для рук):
Растереть отварной картофель без кожуры (1-2 штуки) с молоком до кашеобразного состояния и добавить 8-10 капель касторового масла. Приготовленную теплую массу разложить на ткании обмотать ею кисти. Держать 15 минут. Затем смыть и смазать руки кремом.
Воспитатель: Я думаю, что после таких интересных предложеннных элементов по уходу за руками, наши руки будут всегда сильными, гибкими и готовыми к работе. Недаром говорят: «На то даны руки, чтобы работать».
Ребенок читает стихотворение Д.Я. Лившица «Что в руках у человека?»:
Все, что видишь ты вокруг,
Все- плоды рабочих рук!
Этот дом и этот сад
В легком кружеве оград.
Быстрокрылый самолет,
Что ведет пилот.
Тепловоз, подъемный кран,экскаватор- великан,
Телефон, машина, стол, сумка, парта и футбол,
Все, что видишь ты вокруг,
Все- плоды рабочих рук!
Воспитатель:О чем говорится в стихотворениии?
Дети: О результатах труда, людей разных профессий.
Воспитатель: Каких профессий?
Дети: Дети перечисляют.
Воспитатель:А вы знаете, как называется профессия по уходу за кистями рук?
Дети: Маникюрша.
Воспитатель: (слайд №8)В толковом словаре Д.Н. Ушакова: МАНИКЮ́РША, жен. Специалистка по уходу за ногтями, по маникюру.
Вам интересно узнать об этой профессии?
Дети:Да.
Воспитатель:В группе, мы начали работу по разработке детских проектов.
С профессий маникюрша вас познакомит Савинова Наташа и представит, вашему вниманию, детский творческий проект «Мастер маникюра».
2.10 Представление детского творческого проекта «Мастер маникюра» (проект прилагается к конспекту занятия).
Воспитатель: Спасибо, за интересный проект!
Казалось бы, ничего сложного в профессии маникюрши нет. Обработать ногти на пальцах рук, опилить, придать необходимую форму и покрыть лаком. Маникюрша хорошо должна знать правила выполнения работ, разбираться в свойствах и предназначении материалов, которые применяет в процессе работы, если она внимательна и имеет хорошую моторику пальцев.
Хорошая маникюрша должна знать многочисленные разновидности маникюра.
Задание:
Найти в интернете, используя планшет, значение слова маникюр.
Воспитатель: Проверим, посмотрев на слайд. (слайд №9).
В словаре Ушакова: МАНИКЮ́Р, маникюра, мн. нет, ·муж. (·франц.manicure, от ·лат.manus - рука и curo - забочусь). Уход за руками, специальная чистка и полировка ногтей.
Нанесение рисунков на ногти(дизайн ногтей) (слайд №10)– это своего рода искусство, художественное оформление, которое требует профессионализма, знания множество методов и способов, а также наличия материалов и инструментов. В качестве материалов мастер использует разноцветные лаки, блестки, стразы, наклейки, фольгу, цветной песок и блестящую пудру. А в качестве инструментов обычно выступают различные кисточки, палочки, иголки и ручки. Посмотрите, какие красивые работы получаются у профессионалов своего дела.
Сейчас, каждая из вас побудет в роли маникюрши и попробует украситьшаблоны ногтей.
2.10 Практическая работа «Дизайн ногтей».
Перед каждой из вас лежит шаблоны ногтей, разного размера и цвета, наклейки, иголочки и ножницы. (Повторить технику безопасности при работе с острыми предметами).
Проявите свою фантазию,подберите цвет,украсьте ногти на свой вкус и назовите свою работу.Выполнение работ и обсуждение.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. А как вы усвоили материал, полученный на занятии, мы сейчас проверим через упражнение.
Рефлексия:
3.1 Упражнение «Да или нет»
Воспитатель:
Перед каждой из вас на столах лежат по 2 ладошки, на которых знаки « +» и «- ».
Знак «+»соответствует ответу «Да».
Знак «- »соответствует ответу «Нет».
Я зачитываю выражения по нашему занятию, если вы согласны, то поднимаете ладошку со знаком «+», если не согласны, то ладошку со знаком «- » и отвечаете правильно.
- На открытоим занятии мы говорили о руках. (+)
- Тема нашего открытого занятия была «Наши помощники- руки». (+)
- Рука на казахском языке-бармақ. (-). (қол).
- Руки человека помогают выполнять разную работу. (+).
- Мы смотрели видеоролик о человеке без ног. (-). (без рук).
- Играли в игру «Будь внимательна», где выполняли разные движения, с помощью рук и словом «пожалуйста». (+).
- Алина показывала оздоровительную гимнастику для рук. (+).
- Наташа Кондратьева показала приготовление маски для рук. (+).
- Мы познакомились с профессий парикмахер.(-). (маникюрша).
- Каждая из вас украшала шаблоны ногтей, где проявляла свои творческие способности. (+).
Воспитатель:Молодцы, хорошо справились с заданием. Все отвечали правильно!
Понравилось занятие?
Как вы считаете, полезно ли наше занятие? Почему?
Что еше вы хотели бы узнать по данной теме?
Воспитатель: Мне понравилось как вы работали на занятии. Вы хорошо отвечали во время беседы, весело играли, с интересом выполняли задания. Я думаю, что полученные и закрепленные знания на нашем занятии пригодятся вам в жизни. Эту тему мы будем продолжать изучать.
А в качестве подарков я вам дарю каждой крем для рук. Чтобы ваши руки всегда были ухоженными и нежными. (Вручение подарков). И еще хочу сказать каждой из вас спасибо за работу, пожать руку.Ох, даже сейчас мне помогают руки!
Занятие окончено. Всем спасибо.