Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Современный урок: чему и как учить?

Современный урок: чему и как учить?

ya_socials
Опубликовано:
Автор: olga.stasenko02 881

Современный урок: чему и как учить?
О.В. Стасенко. Учитель математики
КГУ «Кенаральская средняя школа»  
отдела образования акимата Федоровского района
Костанайской области Республики Казахстан. 
    В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Начинается исследования «нового» урока, одновременно создавая теорию и практику «современного урока». Желая совершенствоваь современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о пролемах и перспективах современного урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и педагоги. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и выйдя из стен школы, он должен быстро приспособиться к круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей. Кропотлива его работа: ведь нужно в урочное время уместить цели, задачи, а еще с учетом индивидуальных особенностей учащихся нужно правильно подобрать структуру урока. Создание любого урока начинается с осознания четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем определения средств – что поможет учителю в достижение цели, а уж затем выбора способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. [1]
     Очевидно, что традиционный объяснительно – иллюстрированный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Современный урок должен отличаться от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активации деятельности учащихся, структурой темпом. Современный урок: рациональная организация занятий, правильное чередование труда и отдыха и применение различных педагогических методов.  Теперь задача учителя организовать учебную деятельность учащихся , чтобы они сами додумались до решения ключевых проблем урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначало учебных, а потом жизненоважных проблем – вот чему необходимо учить своих учащихся [2, стр.13].
     Современный урок - ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, учебной работой и радостью успеха. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умение учиться. Школьникам необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно пеработать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное – творить, изобретать, исследовать [3, стр. 24].
   Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становиться предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителям. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В современном уроке процесс обучения включает: обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с одноклассниками. Каждый учащийся учиться и учит, подчиняется и руководит. Это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, методических материалов, составляющих единную дидактическую систему, составляет неотлемлемую часть современного урока. Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления [4, стр. 27]. 
   Тенденции современного урока: 

  • Индивидуальное развитие учащихся, становление, самосовершенствования;
  • Научение жить «здесь и теперь» не причиняя неудобства другим.
  • Формирование инновационной потребности – жить в условиях постоянных перемен.
  • Ориентация в преподавании на структуру материала.
  • Обучение на основе критического и логического осмысления.
  • Цель обучения: саморазвитие и самосовершенствие.
  • Знания о мире приобретаются в деятельности, имитирующей будущую профессиональную деятельность.
  • Открытий новых знаний и способов продуктивной деятельности.
  • Ориентация на решение конкретных проблем, стоящих перед обществом,человеком.
  • Постановка, формирование своих собственных целей и выбор способов их достижения.
  • Стремление к объективному и своевременному  контролю [5, стр. 24].

   Не менее важно дать на современных уроках простор и возможность для общения вдвоем или несколько человек, чтобы обсуждая дело, работая над ним, ученики получили и радость от общения, и радость от процесса и доступного результата деятельности. Немоважная роль на современных уроках организация управления успехом на уроке. Ученику, предлагают тему, проблему, задачу, упражнение или вопрос; затем он выбирает из класса того, в чей помощи он нуждается (одного-двух учащихся), затем они берут все необходимые тетради, учебники, карты, пособия и удаляются на последнюю парту, где можно в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает тетрадь учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оценивается также труд тренеров, но если опыт не получился, то удовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами, позволяющими ученику добиться успеха  [6, стр. 60, 97]. 
   На современном уроке учитель должен быть сосредоточенным на ученике, умеющим организовать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, подвергнуть сомнениям определенные предложения, скорректировать убеждения и сформировать новые понимание, а помогут в этом голова (профессиональное понимание, знания), рука (умения и навыки) и сердце (нравственные ценности). Учитель должен стать инициатором на процессе обучения. Современные уроки должны формировать такие навыки, которые могли помочь им не только получить знания, но и уметь добывать их, свободно ориентируясь во взрослой жизни, овладевая новыми технологиями и понимая возможности их использования. Перед учителями стоит вопрос: как учить? Задача учителя на современном уроке не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым, мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за свой выбор, а не дать «готовое». Необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычки к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя. 
Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненой позиции. И то, какими будут наши дети, зависит главным образом от нас. На современном уроке учитель и ученик могут действовать вместе, быть порнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Но учитель, сосредоточнный на ученике, должен организовать занятие в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, умений и навыков. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но, на сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятий. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. 
     Современный урок должен строиться в рамках системно – деятельностного подхода: 

  1. необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
  2. проектировать пути их реализации;
  3. контролировать и оценивать свои достижения.

И так, каким должен быть современный урок?


    • Способствовать выполнению социального заказа общества.
    • Опираться на новейшие достижения психологической науки и педагогической практики.
    • Реализовывать принципы: от обучения к изучению, от ЗУН к компетентностям, обучение через открытие.
    • Создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
    • Побуждать учащихся проектировать учебную деятельность, решать проблемные ситуации.
    • Предусматривать субъект – субъективное отношение между учителем и обучающимся.
    • Использовать интерактивные формы работы.

Используемая литература:

  1. Интернет ресурсы.
  2. Л.В. Занков. Беседы с учителем. 
  3. М.Ю Иванова. Требования к современому уроку.
  4. Е.А. Кирьянов. Новые подходы в планировании уроков.
  5. Г.Б. Скок. Как проанализировать свою педагогическую деятельность.
  6. В.М. Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности.
Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты