Современный урок: чему и как учить?
О.В. Стасенко. Учитель математики
КГУ «Кенаральская средняя школа»
отдела образования акимата Федоровского района
Костанайской области Республики Казахстан.
В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Начинается исследования «нового» урока, одновременно создавая теорию и практику «современного урока». Желая совершенствоваь современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о пролемах и перспективах современного урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и педагоги. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и выйдя из стен школы, он должен быстро приспособиться к круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей. Кропотлива его работа: ведь нужно в урочное время уместить цели, задачи, а еще с учетом индивидуальных особенностей учащихся нужно правильно подобрать структуру урока. Создание любого урока начинается с осознания четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем определения средств – что поможет учителю в достижение цели, а уж затем выбора способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. [1]
Очевидно, что традиционный объяснительно – иллюстрированный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Современный урок должен отличаться от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активации деятельности учащихся, структурой темпом. Современный урок: рациональная организация занятий, правильное чередование труда и отдыха и применение различных педагогических методов. Теперь задача учителя организовать учебную деятельность учащихся , чтобы они сами додумались до решения ключевых проблем урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначало учебных, а потом жизненоважных проблем – вот чему необходимо учить своих учащихся [2, стр.13].
Современный урок - ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, учебной работой и радостью успеха. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умение учиться. Школьникам необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно пеработать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное – творить, изобретать, исследовать [3, стр. 24].
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становиться предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителям. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В современном уроке процесс обучения включает: обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с одноклассниками. Каждый учащийся учиться и учит, подчиняется и руководит. Это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, методических материалов, составляющих единную дидактическую систему, составляет неотлемлемую часть современного урока. Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления [4, стр. 27].
Тенденции современного урока:
- Индивидуальное развитие учащихся, становление, самосовершенствования;
- Научение жить «здесь и теперь» не причиняя неудобства другим.
- Формирование инновационной потребности – жить в условиях постоянных перемен.
- Ориентация в преподавании на структуру материала.
- Обучение на основе критического и логического осмысления.
- Цель обучения: саморазвитие и самосовершенствие.
- Знания о мире приобретаются в деятельности, имитирующей будущую профессиональную деятельность.
- Открытий новых знаний и способов продуктивной деятельности.
- Ориентация на решение конкретных проблем, стоящих перед обществом,человеком.
- Постановка, формирование своих собственных целей и выбор способов их достижения.
- Стремление к объективному и своевременному контролю [5, стр. 24].
Не менее важно дать на современных уроках простор и возможность для общения вдвоем или несколько человек, чтобы обсуждая дело, работая над ним, ученики получили и радость от общения, и радость от процесса и доступного результата деятельности. Немоважная роль на современных уроках организация управления успехом на уроке. Ученику, предлагают тему, проблему, задачу, упражнение или вопрос; затем он выбирает из класса того, в чей помощи он нуждается (одного-двух учащихся), затем они берут все необходимые тетради, учебники, карты, пособия и удаляются на последнюю парту, где можно в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает тетрадь учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оценивается также труд тренеров, но если опыт не получился, то удовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами, позволяющими ученику добиться успеха [6, стр. 60, 97].
На современном уроке учитель должен быть сосредоточенным на ученике, умеющим организовать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, подвергнуть сомнениям определенные предложения, скорректировать убеждения и сформировать новые понимание, а помогут в этом голова (профессиональное понимание, знания), рука (умения и навыки) и сердце (нравственные ценности). Учитель должен стать инициатором на процессе обучения. Современные уроки должны формировать такие навыки, которые могли помочь им не только получить знания, но и уметь добывать их, свободно ориентируясь во взрослой жизни, овладевая новыми технологиями и понимая возможности их использования. Перед учителями стоит вопрос: как учить? Задача учителя на современном уроке не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым, мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за свой выбор, а не дать «готовое». Необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычки к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.
Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненой позиции. И то, какими будут наши дети, зависит главным образом от нас. На современном уроке учитель и ученик могут действовать вместе, быть порнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Но учитель, сосредоточнный на ученике, должен организовать занятие в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, умений и навыков. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но, на сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятий. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Современный урок должен строиться в рамках системно – деятельностного подхода:
- необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
- проектировать пути их реализации;
- контролировать и оценивать свои достижения.
И так, каким должен быть современный урок?
- Способствовать выполнению социального заказа общества.
- Опираться на новейшие достижения психологической науки и педагогической практики.
- Реализовывать принципы: от обучения к изучению, от ЗУН к компетентностям, обучение через открытие.
- Создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
- Побуждать учащихся проектировать учебную деятельность, решать проблемные ситуации.
- Предусматривать субъект – субъективное отношение между учителем и обучающимся.
- Использовать интерактивные формы работы.
Используемая литература:
- Интернет ресурсы.
- Л.В. Занков. Беседы с учителем.
- М.Ю Иванова. Требования к современому уроку.
- Е.А. Кирьянов. Новые подходы в планировании уроков.
- Г.Б. Скок. Как проанализировать свою педагогическую деятельность.
- В.М. Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности.