Мастер – класс
«Фразеологизмы –яркие украшения речи»
Цель мастер-класса.Показать систему работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса
- Орг.момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Алла Алексеевна.
Я очень рада сегодня видеть вас! Надеюсь, что мастер-класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
У меня в руках лист бумаги , в середине которого стоит чёрная точка.
Уважаемые коллеги, что вы здесь видите? (делятся мнениями) .
Кто-то увидел точку, кто-то чистый лист.
- Кто видит точку, объединитесь в одну группу.
- Кто видит чистый лист– в другую группу.
Я расскажу вам небольшую притчу.
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? - спросил старец.
- Точку. - ответил один.
- Черную точку. - подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа.
Тему моего мастер класса вы определите, послушав мое обращение к вам:
Вы, как коллеги, понимаете, что перед учителем всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову, будете слушать меня, держать ушки на макушке. Работать будете, засучив рукава. Не будете бить баклуши, навострите уши.
Уважаемые коллеги! Вы наверно догадались, о чём пойдет речь на нашем мастер-классе. «Фразеологизмы в начальной школе»
Сегодня мы будем говорить об устойчивых сочетаниях слов, которые называют фразеологизмами, или идиомами. Начнем, как и с детьми, с самого простого. Особенно младшим школьникам нравятся игры «Найди нужную картинку», «Фразеологический зоопарк»
Закончите фразу:
Нем как…
Труслив как…
Упрям как…
Голоден как…
Хитёр как…
Брать себя в …
Бросать слова на …
Вывести на чистую …
Держать язык за …
Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
-Я предлагаю вам работу в парах.
1.«Угадай фразеологизмы»-слайды
Я показываю вам картинку, на которой довольно известный фразеологизм изображен в буквальном смысле. Ваша задача – назвать этот фразеологизм и попытаться дать ему толкование.
1.Снимать стружку - отчитывать, сильно пробирать кого-либо
2. (Писать) как курица лапой - очень неразборчиво, неряшливо
3. Кот наплакал -очень мало
4. Бить баклуши - сидеть сложа на руки
5.Водить за нос -обманывать
6. Делать из мухи слона -преувеличивать
2. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
1.Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть)
2.О полной тишине. (Слышно, как муха пролетит)
3.О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок. (Козёл отпущения )
4.Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился)
5.О том, кто сам не пользуется и другим не дает. (Собака на сене)
3. Творческий этап работы над фразеологизмами – этап, на котором ребенок осознанно может использовать изученные фразеологические обороты в собственной речи, составлять небольшие тексты
Мы с вами разбились на группы «Писатели», «Художники», «Актёры».
Задача каждой группы попробовать объяснить значение некоторых фразеологизмов, используя средства и ресурсы своей профессии. Писатели составят текст, художники нарисуют рисунки, а актеры будут использовать талант актёрского мастерства.
У каждой группы набор фразеологизмов
1 группа. «Писатели»- составляют текст на тему
«Как я готовилась к аттестации (квалтесту)».
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.
2 группа. «Писатели»- составляют текст на тему
«Как я худела»
Используйте фразеологизмы: мыльный пузырь, бабушка надвое сказала, открыть Америку, биться как рыба об лед, ни рыба ни мясо, держать в черном теле, голодный как волк, игра не стоит свеч, делать из мухи слона; единственный и неповторимый; отложить в долгий ящик, на седьмом небе от счастья;
3 группа. «Писатели»- составляют текст на тему
«Мы участники мастер-класса»
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом. находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова; , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.
4 группа «Художники» - Ваша задача- создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов ,которые вы получите в конверте. Работать будете на листах. Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем угадать фразеологизмы, которые вы проиллюстрировали.( лететь стрелой, льет как из ведра, спрятать концы в воду, витать в облаках, вилами по воде писано, два сапога пара, водить за нос, как кот наплакал)
5 группа «Актёры» - Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить без слов фразеологизмы, которые находятся в ваших конвертах, а мы постараемся их отгадать.( вбить в голову, водить за нос, ехать зайцем, нос к носу, в час по чайной ложке, клевать носом, вешать лапшу на уши )
Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.
Употребляли в речи некоторые из них, не подозревая, что это фразеологизмы.
Интересный прием, который с удовольствием выполняют ученики начальной школы, исследование фразеологизмов, связанных с частями нашего тела. Перед вами карточки с различными частями тела. За определённое время вы должны записать на рабочих листах как можно больше устойчивых оборотов со словами:
1) голова; 2) язык; 3) глаза.
ГОЛОВА: С больной головы на здоровую ; морочить голову ; сломя голову; ломать голову над задачей; голова идет кругом; давать голову на отсечение; по головке не погладят; очертя голову; с ног на голову; ветер в голове; не сносить головы; как снег на голову; вылетело из головы; осмотреть с головы до ног.
ЯЗЫК: язык заплетается; чесать языком; наступить на язык; типун тебе на язык; найти общий язык; держать язык за зубами; как корова языком слизала; черт дёрнул за язык; попасть на язык; повесить язык на плечо; тянуть за язык; прикусить язык; бежать высунув язык.
ГЛАЗА: В глаза бросить; в глазах темнеет; верный глаз; верить своим глазам; в оба глаза; во все глаза глядеть; вращать глазами; вставать перед глазами; вылупить глаза; глаза бы мои не глядели; глаза повылазили; глаза загорелись; глаза и уши; глаза на лоб полезли; глаза на мокром месте; глаз-алмаз; глаза разбегаются; глаз да глаз; глаз наметан; глаз не отвести; глаз отдыхает; глаз радуется; гнать прочь с глаз.
В этой работе важно, чтобы дети поняли огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка.
- Вы сегодня хорошо поработали, попробуйте оценить свою работу с помощью фразеологизмов.
-Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас интервью.
- Назовите любимый фразеологизм учителей ( ни свет, ни заря, как об стену горох, бежишь вперёд паровоза, хоть кол на голове теши…)
- Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода, всё по барабану, моя хата с краю…)
- Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки, засучили рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!
- Спасибо за внимание!
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
1.Об очень большой тесноте в помещении.
2. О полной тишине
3.О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
4.Об удачливом, счастливом человеке.
5.О том, кто сам не пользуется и другим не дает.
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим
1.Об очень большой тесноте в помещении.
2. О полной тишине
3.О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
4.Об удачливом, счастливом человеке.
5.О том, кто сам не пользуется и другим не дает.
1 группа. «Писатели»- составляют текст на тему
«Как я готовилась к аттестации (квалтесту)».
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.
2 группа. «Писатели»- составляют текст на тему
«Как я худела»
Используйте фразеологизмы: мыльный пузырь, бабушка надвое сказала, открыть Америку, биться как рыба об лед, ни рыба ни мясо, держать в черном теле, голодный как волк, игра не стоит свеч, делать из мухи слона; единственный и неповторимый; отложить в долгий ящик, на седьмом небе от счастья
3 группа. . «Писатели»- составляют текст на тему
«Мы участники мастер-класса»
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом. находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.
4 группа «Художники» - Ваша задача- создать иллюстрированный словарь следующих фразеологизмов. Работать будете на листах. Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем угадать фразеологизмы, которые вы проиллюстрировали.( лететь стрелой, льет как из ведра, спрятать концы в воду, витать в облаках, вилами по воде писано, два сапога пара, водить за нос, как кот наплакал)
5 группа «Актёры» - Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить без слов следующие фразеологизмы, а мы постараемся их отгадать.( вбить в голову, водить за нос, ехать зайцем, нос к носу, в час по чайной ложке, клевать носом, вешать лапшу на уши )