Жумабекова А.Д.
г.Сатпаев, КГУ «Общеобразовательная школа № 15»
Мақалада оқушылардың мәтінмен жұмыс істей отырып, түсініп оқу қабілеттерін арттыру жолдары туралы айтылған.
The article talks about how to develop the ability of students to understand, work with the text.
Основной базой обучения, получения информации является чтение. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому [1,8].
Научить учащихся правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования, в том числе учителей языка и литературы. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Думаем, что вопрос как научить читать учащихся быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует всех. Каждый учитель задумывается над этим вопросом и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность [2,35]. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна. Мы подробно изучили литературу и отобрали на наш взгляд наиболее эффективные методы и приемы, позволяющие в более короткие сроки сформировать навык правильного и осознанного чтения. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления. Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними. Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения. Для развития сознательности чтения советуем использовать следующие методы: беседа по прочитанному; работа над планом прочитанного произведения; различные виды словарной работы; творческий пересказ; работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами [2,56]. Беседы с учащимися после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. Таким образом, благодаря беседе произведение лучше запоминается. Кроме того, беседы способствуют активному обогащению речи, поскольку они в своих ответах и высказываниях воспроизводят речь автора книги и действующих лиц. Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру – это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить – это значит увидеть и выделить главное, обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.
Словарная работа на уроках литературного чтения преследует задачи раскрытия идейно-образного содержания произведения и повышения культуры речи учащихся, в которых и заключается её значение. В словарной работе, как и во всякой другой учебной работе должен осуществляться принцип сознательности и активности. Только осмысленно, правильно понятое слово может содействовать пониманию произведения и войти в активный словарь учащихся. Одним из видов творческой деятельности на уроках литературного чтения является творческий пересказ. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Развитию навыка чтения способствуют письменные работы учащихся. При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться, как можно реже заглядывать в него. Если в тексте много трудных слов, терминов, то рекомендуется несколько раз прочитать, потом пересказать дословно, с заглядыванием в текст, только после этого писать прочитанное по памяти, открывая книгу только в случае крайней необходимости. Но ставим черту перед тем, как заглянул в текст. Благодаря этому, можно следить, как увеличивается объем зрительного восприятия.
Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2) Предупреждение ошибок чтения: подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком). Также на правильность чтения влияет: нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя [1,60].
Психологи утверждают, что навык осознанного чтения состоит из скорости и интонации, что подразумевает под собой технику чтения и восприятия смысловых частей, которое ведет за собой осмысление прочитанного [3,47]. Восприятие смысловых частей происходит в такой последовательности: сначала учащийся воспринимает и узнает одну только букву, затем поле его восприятия увеличивается до слога. Постепенно амплитуда движения глаз увеличивается до одного слова, то есть увеличивается объем воспринимаемого. Навык осознанного чтения подразумевает под собой разбег или движения глаз на все предложение.
В заключении отметим, что все методы и приемы, используемые для обучения чтению, заслуживают внимания, если они реализуют поставленные задачи: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, то есть создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Список использованной литературы:
- Светловская Н.Н., Пиче Т.С. – ООЛ Обучение детей чтению.
Практическая методика. М.: 2001г.
- Урман Ф. И. Формирование осознанного чтения.Школа. - 2003. –
№3 - С.41 – 42
3.Руководство для учителя. //АОО «Назарбаев Интеллектуальные
школы». 2012г.