Досымбаева Б.Х.
г.Сатпаев, КГУ «Общеобразовательная школа №15»
Мақалада бастауыш мектепте орыс тілін оқытудың интерактивті әдістері туралы баяндалған.
The article deals with interactive methods of teaching Russian in primary school.
Русский язык – один из двух с половиной тысяч языков мира. Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, то есть совокупности знаний об основном средстве общения языке, его устройстве и функционировании в речи [1]. Важнейшей задачей обучения русскому языку в национальной школе является развитие связной речи учащихся. Под речевым развитием учащихся понимается процесс развития способности ученика воспринимать, создавать речевые произведения в соответствии с целями и условиями речевой деятельности. Без овладения речевыми умениями и навыками невозможна коммуникация в типичных жизненных ситуациях.
Современному обществу необходимы личности активно и заинтересовано познающие мир, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивное обучение –это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо [2,9]. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их совместная деятельность с другими школьниками. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он выступает равноправным субъектом обучающего процесса. Он не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Цели интерактивного образования:
- Повысить качество обучения русскому языку путем применения интерактивных средств, средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.
- Показать значение использования интерактивных методов обучения в преподавании русского языка.
- Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся между собой и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия [3]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый участник познавательного процесса вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Диалоговое обучение позволяет учащимся научится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры. Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это конечно зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока [2,16]. Наиболее известными и потенциально эффективными формами интерактивного обучения на уроках русского языка считаются следующие: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, ПОПС-формула, тренинг, информационный блок, кейс-стади [2,25]. Так, например, при использовании метода творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе, у учащихся повышается познавательная активность и вырабатывается потребность учиться. Организация работы в малых группах, позволяет обучающимся иметь возможность сообща решать определенный круг вопросов, чувствуя поддержку каждого члена группы, мотивируя школьника к саморазвитию и навыкам самопозиционирования в ученическом коллективе. В процессе ролевый игры у детей вырабатывается чувство командного духа, умение сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к познанию. Метод проектов способствует развитию не только познавательных, творческих навыков учащихся, но и умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, способствует развитию связей между теоретической и практической стороной предмета. Активные «пятиминутки» способствуют мотивации обучающихся к изучению школьных предметов, укрепляют метапредметные связи, развивает языковую интуицию учащегося, его наблюдательность, умение сравнивать и обобщать, позволяют комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвистических умений. В свою очередь, ПОПС-формула способствует развитию не только аналитических способностей у учащихся, но и умения рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. Благодаря тренинговому методу каждый обучающийся может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. В процессе тренинга учащиеся приобретают новый опыт, который основывается на уже имеющихся знаниях. Технология блочно-модульного обучения позволяет школьникам реализовать себя в ходе урока, все знания, полученные при этом, выстраиваются в четкую систему понятий и представлений. Обучающиеся получают навыки отбора и анализа информации. Данная технология основывается на возрастные и личностные особенности обучающихся и состоит из нескольких модулей, что позволяет учителю выбирать разные формы организации при каждом модуле. Групповые формы работы способствуют эффективному овладению знаниями, экономии времени на уроке и развитию коммуникативных умений. Ролевое моделирование – вхождение участников в чужую роль в условиях, максимально приближенных к практическим. На моих уроках дети исполняют самые различные роли: редакторы, корреспонденты, участники телеигры, рекламные агенты, роли животных и растений, экскурсоводов, роль сверстников, роль героев художественных произведений. Это один из эффективных и интересных метод обучения.
А методика исследовательского проекта была мной адаптирована для учащихся начальной школы. Для выполнения исследовательской работы я составляю подробные инструкции для учащихся, по которым они исследуют объект в нужном направлении. Чаще дети хотят выполнять групповые проекты. В результате приобретённый опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В заключений, сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение, при котором и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначимыми субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и создают. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. В процессе работы у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление.
Список использованной литературы:
- Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к
учебной деятельности младших школьников: педагогические исследования. // Начальная школа. 2014. № 5. С. 6-11.
- Казыгулова А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках
русского языка и литературы // Молодой ученый.2016. №8.
- Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2015, №2. С. 33-37