В.В. Шестоперова, Павлодарский государственный педагогический университет, гр. ПМНО –22
Научный руководитель – С.В. Осипова, кандидат педагогических наук, доцент
Младший школьный возраст (6-11 лет) - это самое подходящее время для воспитания трудолюбивой личности. В эти годы дети приобретают знания и навыки в трудовой области. Труд - важный источник материального и духовного богатства общества, а также основа развития личности.
Воспитание в школе - это важный процесс, который должен проводиться как дома, так и в школе. В школе необходимо развивать моральные и волевые качества, а также умения и навыки ребенка.
В работах ученых-педагогов, таких как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и Ю.К. Бабанский, труд в качестве средства образование занимает очень важное место. А.С. Макаренко утверждал о важности творения: "Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта" [1]. По словам К.Д. Ушинского "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда" [2]. Бабанский Ю.К. считал, что труд является одним из основополагающих элементов современной системы образования. От природы люди имеют почти одинаковые трудовые данные, но в жизни одни работают лучше, чем другие. [3]. Следовательно, воспитание в человеке трудовых качеств – это воспитание его будущего жизненного уровня.
В научных работах отечественных педагогов - психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривается роль трудовой деятельности в процессе формирования личности.
Объектом исследования является процесс воспитания трудовых качеств у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является трудовое воспитание детей младшего школьного возраста.
Целью является исследование форм и методов трудового воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: проблема трудового воспитания детей младшего школьного возраста будет успешно решена, если родители и педагоги совместно будут вовлекать детей в трудовую деятельность.
Задачи исследования:
- Определить уровень знаний о проблемах трудового воспитания детей начальной школы.
- Установить основные подходы к решению проблемы трудового воспитания детей начальной школы.
- Определить уровень развития трудовых навыков у учеников младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез, психолого-педагогический эксперимент; беседа; опрос.
Методики исследования: «Выявление отношения школьника к физическому труду»,«Выявление отношения школьника к умственному труду»
База исследования: ГУ СОШ №34 г. Павлодара
Для участия в исследовании были выбраны третьеклассники в возрасте от 9 до 10 лет.
Для диагностики уровня трудового воспитания детей младшего школьного возраста использовались данные методы и методики, чтобы выявить более точные результаты исследования. С помощью этих методов и методик был выявлен уровень умственных и физических навыков.