Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » ТСО в преподавании истории: обмен опытом и эффективное использование

ТСО в преподавании истории: обмен опытом и эффективное использование

История и сопряженные с ней социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям.
В наше время это особенно актуально, поэтому вопросам изучения и преподавания истории уделяется особое внимание.

Использование новых технологий в обычной жизни ставит перед педагогами задачи научить ребенка работать с современной техникой, добывать информацию из различных источников. В современном обществе меняется сам подход к методике проведения уроков. Если раньше на уроке истории в лучшем случае использовались диафильмы, то теперь таким «чудом техники» никого не удивишь. Современные программы требуют, чтобы ученик стал частью урока, мог активно работать, обсуждать, выдвигать свои гипотезы, доказывать или опровергать их. Чтобы этого добиться, уроки должны быть интересные, заставляющие учеников работать на протяжении всего процесса, а для этого необходимо применять не только старые, хорошо зарекомендовавшие себя методы, но и новые, современные, связанные с использованием технических средств [1, с.12].

Необходимость использования ТСО на уроках истории очевидна, так как их эксплуатация приводит к: уменьшению затрат времени на подготовку учителя к уроку, трансляции необходимой информации одновременно на весь класс, обеспечению совместной деятельности учителя и учащихся, а также возможности рассмотрения какого-либо явления наглядно. Но применение их для эффективного усвоения исторических знаний требует грамотного подхода.И теперь уже проблемой для преподавателя зачастую является правильный выбор из изобилия средств [2, с.12].

Данная проблема является актуальной и требует интеграции знаний по исследуемому вопросу на региональном уровне. Именно благодаря целенаправленному и непрерывному обмену опытом в области методики преподавания истории произойдет существенный прогресс профессионального уровня педагогов, что в свою очередь обеспечит высокое качество исторического образования учащихся.

Со времени установления двусторонних отношений, Казахстан и Россия прошли плодотворный путь развития добрососедских взаимоотношений. Успешному развитию сотрудничества стран в сфере образования способствуют географическая близость двух государств, культурная и языковая общность, схожесть образовательных программ и стандартов. Стартовое соглашение сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в области образования было достигнуто в 1994 году, после чего стороны подписали десятки двухсторонних договоров по линии министерств образования [3, с.82].

В связи со сменой образовательных парадигм в образовательной среде обеих стран, возникает вопрос создания единого образовательного пространства с целью обмена знаниями и опытом в применении инноваций на уроке истории. 

Лучше всего суть обмена знаниями и опытом отражает образ паутины. В сети есть пересечения и  координирующий центр. Сила, на которой построена такая сеть, это не сила должности, а сила «взаимного притяжения». Стимулом к обмену знаниями между педагогами наших стран являются личные интересы и групповая ответственность за результаты работы [2, с.55].

Ключевая задача представителей государств - создать среду, способствующую эффективному обмену знаний и опытом в преподавании истории, учитывая требования современного образования. В связи с этим, появляется ряд задач, которые требуют совместного решения. 

Во-первых, с обеих сторон сотрудничества необходимо предоставить организационные и технические возможности. К ним относятся: единое пространство, оптимальное время, инструменты групповой работы, инновации, то есть база для возникновения и устойчивого существования единой площадки взаимообмена. 

Во-вторых, предложить соответствующее обучение. Провести набор профессионально подготовленных и заинтересованных педагогов в данном сотрудничестве. Совместно и тщательно изучить инновационные технологии в преподавании истории и их уровень эффективности на уроках, на основе анализа проделанной работы разработать учебную и методическую литературу, а также тренинги и семинары, по которым и будет проходить реализация намеченных планов сотрудничества. 

В-третьих, поддержать и мотивировать участников сотрудничества к обмену знаниями, посредством проведения различных конкурсов, грантов, премий.

Когда перечисленные задачи будут решены, тогда созданное единое образовательное пространство начнет функционировать в целях постоянного обновления банка инновационных образовательных технологий, электронных обучающих средств [4, с.31].

Последующая работа должна быть направлена на проведение кур­сов повышения квалификации, обучение преподавателей инноваци­онным педагогическим технологиям, основам инноватики и фандрайзинга, а также создание электронных учебников и учебно-методических комплексов и проведение образовательных мероприятий с использованием технологий активного обучения [4, с.33].

Важной частью обмена опытом является организация научно-­практических конференций, семинаров, в том числе семинара «Новые технологии в образовании», методических консультаций, выставок, конкурсов, «Школы интерактивных образовательных тех­нологий» и других мероприятий по разработке и внедрению инновационных технологий обучения. 

Обмен знаниями и опытом можно осуществлять двумя способами: лицом к лицу и посредством технических средств.

Традиционный путь получения образования и новых знаний является обмен лицом к лицу. В этом случаем между участниками формируются определенные отношения, и от того какие они – зависит конечный результат. Многие убеждены, что совместная деятельность сближает людей, и это действительно для большинства случаев, но порой участники не могут найти общий язык, и тогда процесс обмена опытом становится крайне затруднительным. Данному способу характерна обратная связь, благодаря которой изучение материала наиболее эффективно и предполагает возможность задать участнику  дополнительные вопросы и уяснить непонятные для себя момент [5, с.42].

В отличие от первого способа обмена, второй происходит при помощи различных инструментов или технических средств. Например: текст, визуальные инструменты, различные аудиозаписи, видео. Использование данного метода имеет весомое преимущество, так как в процессе передачи опыта лицом к лицу, аудитория весьма ограничена, а в случае использования вышеуказанных инструментов численность  участников может быть расширена практически до бесконечности. Даже со смертью источника знаний, его опыт сохраняется для будущих поколений.

Отрицательным аспектом данного способа является отсутствие взаимного обогащения, так как канал взаимодействия только прямой и односторонний: от источника знаний к реципиенту [5, с.14].

Как показывает практика, оптимальным вариантом сотрудничества выступают гибридные способы передачи знаний и опыта. Это такие формы взаимодействия источника знаний и реципиента, при котором объединяются два предыдущих метода, в основном они доступны благодаря современным технологиям, в частности интернету, то есть онлайн-общение и обучение. Источник информации по собственному желанию или после соответствующего запроса делится своим опытом. Данный процесс реализуется в виде статей, ответов на вопросы, дискуссий, фото и видео. Благодаря открытому формату сайтов, информация доступна всем заинтересованным участникам, поэтому аудитория для источника опыта, эксперта - не ограничена. С помощью сервиса личных сообщений, дискуссий налаживается обратная связь, завязываются контакты, формируются сообщества по интересам, что обогащает всех участников коммуникации.

Видеоконференции, онлайн-семинары, трансляции - это новый вид коммуникации, который так же формируется благодаря интернету. Эксперт передает свои знания в формате видео – записанного заранее или прямой трансляции, аудитория может быть огромной и объединять людей из разных городов, часовых поясов и стран. Аудитория при этом имеет возможность задавать свои вопросы, формируя обратную связь и углубляя свои знания [5, с.147].

Успешная система обмена знаниями сочетает оба подхода. Но ключевая роль все же отводится непосредственным контактам людей. Поэтому самое главное в сотрудничестве - это оптимальная организация и координация взаимодействия между преподавателями, распространяющими и осваивающими инновационный опыт.

Примером для обмена опытом среди преподавателей истории может стать использование ТСО на уроке 5 класса по теме «Древняя Греция», где главным источником знаний является миф. Их тексты фрагментами приведены в учебнике, но они не позволяют полностью раскрыть красоту и привлекательность мифа, привлечь интерес детей к изучению истории. Если на уроке использовать ТСО и продемонстрировать мультфильм (из серии «Мифы Древней Греции») или его фрагмент, при этом последовательно сочетая просмотр с чтением и пересказом, можно добиться использования сразу нескольких каналов получения информации, а при умелом построении вопросов – организации элементарного анализа источника. К примеру, интересным представляется использование фрагмента мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея», с помощью которого попытаться понять образ греческого героя, его идеи, цели и допустимые средства. При этом в учебнике есть небольшой фрагмент мифа о Дедале и сыне его Икаре. В начале урока можно организовать «чтение по цепочке», что развивает внимание, технику чтения, коллективизм. При изучении новой темы организовать просмотр видеофрагмента. И в конце урока организовать обсуждение типичных черт характера главных героев – Дедала, Икара, Тесея, Миноса, царя Эгея, Прокруста  [6 с.40].

Обобщая все вышеизложенное, в очередной раз подчерку, что мир вступил в новую эпоху своего развития – эру информационных технологий, где главную роль играют информация и знания. 

В последние годы наша страна совершает рывок в сфере образования. Цель этого рывка – стать развитой страной и занять достойную нишу в современном мире. В обществе пришло понимание того, что без развития современного образования и науки этот процесс невозможен. Оборудование и наука являются фундаментом этого рывка. 

В стране происходит модернизация образования и целью этого проекта является становление в Казахстане современной, отвечающей духу времени, системы образования. Происходят значительные перемены и в преподавании истории, всё более обширно задействованытехнические средства обучения. И это доказывает то, что данному вопросу в обучение отводится особое место, ведь нельзя жить в мире информационных технологий и не пользоваться ими.

Наступит момент, когда усилиями научного сообщества и педагогического корпуса страны каждый кабинет истории будет оснащен всеми ТСО, которые окажут педагогам историкам большую помощь в нелегком труде. А пока такой возможностью обладает не каждый учитель, необходимо использовать то, что имеется в распоряжении, заниматься обменом опыта и знаний оптимального использования информационных технологий и ЭТСО, для эффективного приобщения учеников к современному миру.

Литература:

  1. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М. Издательский центр «Академия». 2007.
  2. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике /Молодежь в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции /сборник научных трудов - Саратов-Дюссельдорф - Пресс-Лицей - 2013. - 256 с. 
  3. Влияние стратегического партнерства вузов на повышение эффективности экономического сотрудничества России и Республики Казахстан / Под редакцией Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: САФБД, 2007. – 250 с.
  4. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.
  5. Пралиев С.Ж., Бидайбеков Е.Ы., Гриншкун В.В. Теоретико-методологические основы (концепция) формирования информационной образовательной среды КазНПУ им. Абая. Монография. Алматы: КазНПУ – 2010. 140 с.
  6. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.


Топ портфолио преподавателей
Войти через: