По образовательной области «Познание»
Старшая группа
Открытое занятие «Путешествие Капельки»
Цель - Помочь детям понять ценность воды в природе.
Задачи: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, в животном и растительном мире Уточнить и закрепить знания детей о свойствах, формах и видах . Формировать представление о круговороте воды в природе. Закрепить навыки работы в лаборатории. Развивать социальные навыки: учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Развивать речь, мышление, наблюдение, любознательность. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Методы и приемы: наглядный, словесный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, словесное поощрение.
Словарнаяработа: круговорот
Полингвальныйкомпонент: дождь-жаңбыр-rain снег-қар-snow море-теніз-sea река-өзен-river
Дети заходят в зал. Встают в круг. Предлагаю поприветствовать друг друга.
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
«Добрый день!»- тебе сказали.
«Добрый день!» - ответил ты!
Нас две ниточки связали
(берутся за руки)
Теплоты и доброты!
Қайырлы тан алтын күн
Қайырлы тан көкаспан
Қайырлы тан
Қайырлы тандостарым
Good morningGood morning
Good morning to you
Воспитатель: Ребята, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте,
улыбнёмся друг другу!
Звучит аудиозапись - звуки воды.
Воспитатель: Ребята, слышите какие-то звуки? Что это?
Дети: Вода!!!
Входит печальная Капелька.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Ты кто?
Капелька: Я – водяная Капелька.
Я – очень всем нужна!
Покапаю, покапаю –
Получится – ВОДА!
Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что случилось?
Капелька: Как же мне не грустить? Злая ведьма Грязильда сказала, что От воды нет никакой пользы, что она мокрая, неприятная. Если не будет воды. Всем будет сухо и хорошо…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права ли ведьма Грязильда?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Что же делать?
Приходим к выводу: Надо рассказать Капельке о пользе воды, убедить её в том, что без неё – без воды, нет жизни на Земле.
Воспитатель: Ты, Капелька, не расстраивайся. Давайте, все вместе
разберемся, где и какая вода бывает на Земле.
Капелька, послушай, что наши дети знают о воде. Итак,
Вопросы к детям:
- Где на нашей планете есть вода?
- Где находится соленая?
- Где – пресная?
- Какую воду используют люди для своих нужд? ( пресную, солёную - для лечения).
Капелька хвалит детей.
Воспитатель: Человек не может без воды. Людям нужно много воды.
Ребята расскажут, как человек использует воду.
Работа с карточками-символами
(Карточки с изображением стиральной машины, лейки, кастрюли, кружки, ванны, ведра со шваброй)
Дети подходят к мольберту и рассказывают, для каких целей человек использует воду. Капелька хвалит детей.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Наши ребята вместе с родителями, дома, нашли интересные сведения о том, кому ещё в природе нужна для жизни вода.
Капелька: Я с удовольствием послушаю.
Индивидуальные сообщения детей
«Значение воды для стрекозы»
Капелька хвалит детей.
Звучит аудиозапись - «Звуки дождя»
Воспитатель: Ой, а что это? Кажется, дождь начинается…
Коммуникативная игра-массаж «Дождь»
(дети становятся в круг, друг за другом, «паровозиком»)
Дождик бегает по крыше-
Бом, бом, бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом, бом, бом!
(похлопывание ладонями по спине)
Дома, дома посидите-
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите-
Бом, бом, бом!
(постукивание пальцами по спине)
Почитайте, поиграйте-
Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте
Бом, бом, бом!
(поколачивание кулачками по спине)
Дождик бегает по крыше-
Бом, бом, бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом, бом, бом!
(поглаживание ладонями по спине)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, чему еще нужна вода?
Дети отвечают: столу, посуде, рыбкам в аквариуме, комнатным растениям...
Капелька: Комнатным растениям? Они, что, тоже пьют? Но ведь у них нет стаканов. Да у них нет даже рта. Как же они пьют?
Дети рассказывают Капельке, как при помощи корней растения поглощают воду. Демонстрация растения с корнем, в прозрачном стаканчике.
Капелька удивляется.
Воспитатель: Вот видишь, Капелька, вода нужна абсолютно всем. Вода – это бесценный дар природы.
Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.
Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?
Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Хочешь поучаствовать?
Капелька соглашается.
Дети садятся за столы.
Опыт №1. Прозрачность воды.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!
Опыт № 2. Вода без запаха.
Предложить детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Затем предложить понюхать апельсиновый сок в стакане.
Вывод: вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином.
Опыт № 3. Вода без вкуса.
Воспитатель: Предложить попробовать воду через соломинку, затем – сок.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Полингвальныйкомпонент: дождь-жаңбыр-rain снег-қар-snow море-теніз-sea река-өзен-river
Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает вода?
Дети: Вода – прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Из каких капелек («человечков») состоит вода. Давайте, покажем.
Дети поднимаются с мест.
Воспитатель: Что находится «внутри» воды? Из чего она состоит?
Дети: Вода состоит из «жидких человечков».
Дети ставят руки на пояс, раскачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель: А могут ли «жидкие человечки» стать твердыми? Что необходимо сделать?
Дети: Если воду вынести зимой на улицу, то «человечки» воды станут замерзать и скоро станут твердыми.
Воспитатель: Вода состоит из капелек. В зависимости от температуры, капельки принимают либо жидкое, либо твердое состояние
Коля: Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки.
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда
ДанилНу, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду –
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким.
Воспитатель: Ребята, а зимой, где встречается вода в природе, в виде чего?
Дети: В снегу, в сосульках, в снежинках, во льду.
Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько интересного знают дети о воде.
Капелька хвалит.
Воспитатель: К воде нужно относиться бережно. Ребята, а что будет, если воды не будет?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, с вами вспомним правила обращения с водой.
Подходим к мольберту, на котором прикреплены экологические знаки.
Работа с экологическими знаками.
Дети садятся на стульчики.
Капелька: А вот ребята, наверное, не знают, откуда берется вода?
Воспитатель: Капелька, дети тебе расскажут, что они знают.
Работа с плакатом «Круговорот воды».
Словарная работа: «круговорот»
Капелька восхищается.
В природе путешествует вода, Андрей
Она не исчезает никогда!
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,Илья
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь, Саша
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды. Так что, не обижайся на Грязильду. Она сама о воде ничего не знает. Её нужно в детский сад привести и научить всему.
Капелька: Спасибо, ребята. Вы мне очень-очень помогли. Я обязательно передам Грязильде всё то, чему вы научили меня.
А сейчас я хочу угостить вас чаем. Чай не простой, а с травами (малина, смородина, мята)Капелька заваривает чай с различными травами. Попробуйте…
Воспитатель: Без воды мы бы не смогли заварить такого вкусного чая. Давайте скажем Капельке спасибо!
Капелька: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. Скоро увидимся! До свидания (уходит).