Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Формирование основ физической культуры детей младшего школьного возраста

Формирование основ физической культуры детей младшего школьного возраста

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Shotik0694

Шотик Н.Г. nata.shotik@inbox.ru 

КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»

г. Караганда, Республика Казахстан 

Формирование основ физической культуры детей младшего школьного возраста с особенными образовательными потребностями

Вопросы по разработке педагогических и методических основ адаптивного физического воспитания школьников младших классов с особенными образовательными потребностями является актуальной научной проблемой. Современная концепция, касающаяся физической активности лиц, с ограниченными физическими возможностями сводится к термину «Адаптивная физическая активность». За последние десятилетия в общественном сознании происходит постепенное смещение акцента с подчёркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования имеющегося значительного потенциала для максимального проявления индивидуальных возможностей таких людей. В литературе описано достаточное количество работ, показывающих реабилитационные модели, направленные на повышение показателей физического здоровья у школьников с особенными образовательными потребностями.

Физическая культура представляет собой особый вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение духовно-физических потребностей человека, опосредовано через занятия физическими упражнениями, участиями в различного рода спортивных соревнованиях. Важность педагогического аспекта привития физической культуры у младших школьников основывается на том факте, что в значительной мере физическая культура готовит человека к трудовой деятельности, помимо прочего является и фундаментом высоких показателей физического здоровья. Конструирование такой культуры в значительной мере возложено на институты среднего образования, внутри которых, в свою очередь, базовая роль сводится на педагогов младших классов. Полноценному развитию личности, высокому уровню знаний школьников во многом способствует качественный процесс физического воспитания. Нарушение слуха препятствует развитию физической подготовленности, формированию в полной мере физического здоровья и физического развития детей, что, в свою очередь, влечёт за собой отставание познавательной сферы, повышенную тревожность, негативные проявления качеств личности, а также низкие свойства социальной адаптации.

Ряд авторов проводили аналитические работы, посвященные физическому воспитанию слабослышащих и глухих детей (Brunt D., Broadhead G.D.2003). В публикациях авторов Stewart D.K., продемонстрирована методика оценки состояния физического здоровья и программа его воспитания. Результаты работ DamskaI. 2009 демонстрируют, что с достоверной вероятностью можно полагать, что показатели физического здоровья у слабослышащих детей несколько ниже, чем у относительно здоровых сверстников.

Литературные данные свидетельствуют, что одним из наиболее информативных показателей в условной оценке состояния физического здоровья является метод оценки тревожности по Спилбергу. Согласно данным A.Shatunov 2015, от 30 до 50% девочек школьного возраста с нарушениями слуха имеют показатели здоровья «низкий» и «ниже среднего», в то время как данные показатели среди мальчиков с нарушением слуха колеблются от 31 до 44% соответственно. Оценивая показатели тревожности, тот же автор сделал вывод, что 80 % девочек с нарушением слуха находятся в градации «высокой» и 20 % в «умеренной» личностной тревожности, приблизительно в том же диапазоне находятся показатели мальчиков. Основываясь на вышеуказанных данных разумно предположить, что адекватное физическое воспитание должно воспитываться на заблаговременно подготовленной благоприятной психологической среде, в которой показатели тревожности будут снижены до таковых у здоровых сверстников. Решение подобных проблем немыслимо без привлечения семей учащихся. Вышеуказанный ряд вопросов наталкивает на мысль о необходимости введения коррекционно-оздоровительной программы, данный комплекс должен предусматривать не просто эффективные методики комплексно нивелирующие отстающие физические показатели, а программу, направленную на точное изучение правильной техники выполнения тех, или иных видов физических упражнений.

Комплексная коррекционно-оздоровительная программа в обязательном порядке должна включать в себя следующие разделы:

  • Корригирующая легкая атлетика
  • Упражнения с ограничителями движений (набивание мячей, низкие барьеры и т.д.)
  • Прыжковые упражнения
  • Аэробика, фитбол-аэробика, лоуимпект степ-аэробика 
  • Гимнастика с элементами йоги
  • Дыхательная гимнастика

вследствие того, что у младших школьников с нарушениями слуха имеется неустойчивое психоэмоциональное состояние, дефицит общения со сверстниками, разумным видится и внедрение «коррекционно-оздоровительных игр».

Таким образом, можно сделать вывод, что имеющаяся система коррекции физического воспитания младших школьников с особенными образовательными потребностями нуждается в доработке. Перед педагогами современности стоят большие задачи по реализации физического потенциала подрастающего поколения. 

  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пос. М., 2000.
  2. Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования // Теор. и практ. физ. культ. 1996. № 5. 
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
  4. Heikinaro-Johanson P., Sherill С. Integrating children with special needs in physical education: A school district assessment model from Finland // Adapt. Phys. Activity Quart. 1994. № 11

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты