Шотик Н.Г. nata.shotik@inbox.ru
КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»
г. Караганда, Республика Казахстан
Формирование основ физической культуры детей младшего школьного возраста с особенными образовательными потребностями
Вопросы по разработке педагогических и методических основ адаптивного физического воспитания школьников младших классов с особенными образовательными потребностями является актуальной научной проблемой. Современная концепция, касающаяся физической активности лиц, с ограниченными физическими возможностями сводится к термину «Адаптивная физическая активность». За последние десятилетия в общественном сознании происходит постепенное смещение акцента с подчёркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования имеющегося значительного потенциала для максимального проявления индивидуальных возможностей таких людей. В литературе описано достаточное количество работ, показывающих реабилитационные модели, направленные на повышение показателей физического здоровья у школьников с особенными образовательными потребностями.
Физическая культура представляет собой особый вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение духовно-физических потребностей человека, опосредовано через занятия физическими упражнениями, участиями в различного рода спортивных соревнованиях. Важность педагогического аспекта привития физической культуры у младших школьников основывается на том факте, что в значительной мере физическая культура готовит человека к трудовой деятельности, помимо прочего является и фундаментом высоких показателей физического здоровья. Конструирование такой культуры в значительной мере возложено на институты среднего образования, внутри которых, в свою очередь, базовая роль сводится на педагогов младших классов. Полноценному развитию личности, высокому уровню знаний школьников во многом способствует качественный процесс физического воспитания. Нарушение слуха препятствует развитию физической подготовленности, формированию в полной мере физического здоровья и физического развития детей, что, в свою очередь, влечёт за собой отставание познавательной сферы, повышенную тревожность, негативные проявления качеств личности, а также низкие свойства социальной адаптации.
Ряд авторов проводили аналитические работы, посвященные физическому воспитанию слабослышащих и глухих детей (Brunt D., Broadhead G.D.2003). В публикациях авторов Stewart D.K., продемонстрирована методика оценки состояния физического здоровья и программа его воспитания. Результаты работ DamskaI. 2009 демонстрируют, что с достоверной вероятностью можно полагать, что показатели физического здоровья у слабослышащих детей несколько ниже, чем у относительно здоровых сверстников.
Литературные данные свидетельствуют, что одним из наиболее информативных показателей в условной оценке состояния физического здоровья является метод оценки тревожности по Спилбергу. Согласно данным A.Shatunov 2015, от 30 до 50% девочек школьного возраста с нарушениями слуха имеют показатели здоровья «низкий» и «ниже среднего», в то время как данные показатели среди мальчиков с нарушением слуха колеблются от 31 до 44% соответственно. Оценивая показатели тревожности, тот же автор сделал вывод, что 80 % девочек с нарушением слуха находятся в градации «высокой» и 20 % в «умеренной» личностной тревожности, приблизительно в том же диапазоне находятся показатели мальчиков. Основываясь на вышеуказанных данных разумно предположить, что адекватное физическое воспитание должно воспитываться на заблаговременно подготовленной благоприятной психологической среде, в которой показатели тревожности будут снижены до таковых у здоровых сверстников. Решение подобных проблем немыслимо без привлечения семей учащихся. Вышеуказанный ряд вопросов наталкивает на мысль о необходимости введения коррекционно-оздоровительной программы, данный комплекс должен предусматривать не просто эффективные методики комплексно нивелирующие отстающие физические показатели, а программу, направленную на точное изучение правильной техники выполнения тех, или иных видов физических упражнений.
Комплексная коррекционно-оздоровительная программа в обязательном порядке должна включать в себя следующие разделы:
- Корригирующая легкая атлетика
- Упражнения с ограничителями движений (набивание мячей, низкие барьеры и т.д.)
- Прыжковые упражнения
- Аэробика, фитбол-аэробика, лоуимпект степ-аэробика
- Гимнастика с элементами йоги
- Дыхательная гимнастика
вследствие того, что у младших школьников с нарушениями слуха имеется неустойчивое психоэмоциональное состояние, дефицит общения со сверстниками, разумным видится и внедрение «коррекционно-оздоровительных игр».
Таким образом, можно сделать вывод, что имеющаяся система коррекции физического воспитания младших школьников с особенными образовательными потребностями нуждается в доработке. Перед педагогами современности стоят большие задачи по реализации физического потенциала подрастающего поколения.
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пос. М., 2000.
- Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования // Теор. и практ. физ. культ. 1996. № 5.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
- Heikinaro-Johanson P., Sherill С. Integrating children with special needs in physical education: A school district assessment model from Finland // Adapt. Phys. Activity Quart. 1994. № 11