План конспект № 9
«____» ________2018 Группа: ЮК-32
Предмет: Основы теории государства и права
Тема: «Основыне признаки государства, отличие его от других организаций общества»
Цель урока: Рассмотреть юридическую природу основных признаков государства;
Задачи урока:
Образовательная: сформировать на уроке новые понятия об основных признаков государства;
Развивающая: познакомить студентов с основами теории государства и права;
Воспитательная: воспитывать у студентов творческие навыки и способности работы с наглядными пособиями, работа в микро группах.
Тип урока: практическое занятие
Оборудование и материалы: учебник Теория государства и права, под редакцией Сапаргалиева, схемы и таблицы, раздаточный материал.
Формы: индивидуальная работа, фронтально-коллективная.
Методы: словесный, частично поисковый, рассказ, метод примера.
Ход урока
- Организационная часть
1.1 Проверка наличия студентов на уроке.
1.2 Проверка готовности студентов к уроку.
1.3 Повторение пройденного материала.
1.3.1 Дать определение «патриархальной теории происхождения государства» (Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно);
1.3.2 Дать определение «марксисткой теории происхождения государства» (государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма);
1.3.3 Дать определение «теории насилия» (государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов)
- Организация практической работы
2.1Проверка домашнего задания (заполнение таблицы)
№ |
Автор |
Определение государства |
2.2 Работ в микро группах
Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.
Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;
3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;
4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;
6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;
7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;
8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
9) распоряжение национальными ресурсами;
10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;
11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.
В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.
Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.
Задачи:
Задача 1
В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства?
Задача 2
Между студентами Ивановым и Петровым возник спор: что такое государство? Иванов утверждал: «Это географическое образование!» Петров доказывал: «Это организация политической власти!» Кто из них прав?
Задача 3
При определении признаков государства студент Сидоров указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Кто из них прав? Назовите признаки государства.
Тест
1. Род характеризуют следующие признаки:
а) кровное родство;
б) члены рода ведут совместное хозяйство;
в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;
г) общность людей, проживающих на определенной территории.
2. «Неолитическая революция» — это:
а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
б) переход от вождизма к государству;
в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;
г) одно из общественных разделений труда.
3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:
а) законодательная, исполнительная и судебная власти;
б) городская община, дворец, храм;
в) государство — гражданское общество — население;
г) народное собрание — сенат — магистратуры.
4. Первичные государства были:
а) рабовладельческими;
б) раннеклассовыми;
в) раннефеодальными;
г) чаще всего городами-государствами.
5. Мононормы регулируют общественные отношения в:
а) буржуазном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) первобытном обществе;
г) феодальном обществе.
6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:
а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;
б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;
в) эстетических норм, технических норм;
г) с помощью всего вышеперечисленного.
7. Легальность государственной власти — это:
а) подчиненность нормам права;
б) монополия на принуждение;
в) общеобязательный характер ее велений;
г) все ответы правильные.
8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:
а) Ф. Энгельс;
б) Т. Гоббс;
в) Аристотель;
г) Ф. Аквинский.
9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?
а) Теологическая;
б) патриархальная;
в) общественного договора;
г) ирригационная.
10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:
а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;
б) административно-территориальная организация населения;
в) наличие бюрократии;
г) добровольность выполнения решений власти.
11. Укажите, представителем какой теории происхождения
государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»?
а) Психологической;
б) теории насилия;
в) естественно-правовой;
г) патриархальной.
12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:
а) семья;
б) род;
в) соседская община;
г) верный ответ отсутствует.
3. Домашнее задание
1. Составить схему «Признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций»
4. Итог урока
Подведение итогов урока. Выставление оценок