«Я абсолютно убежден, детей надо учить тогда, когда они дети.
Трехъязычие — просто необходимость для наших детей.
Они дети всей планеты: государственный язык должны знать, русский язык наш язык общения, английский язык — мировой язык, мировой науки, инноваций, Интернета».
Н.Назарбаев
В современном казахстанском обществе владение казахским, русским и английскими языками становится неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Полиязычное образование нужно внедрять для воспитания коммуникабельной личности, конкурентноспособного специалиста, уважающего свою культуру и культуру других. Программа полиязычного образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной, так как обучение на трех языках вводится одновременно и параллельно. В связи с этим в школах нашей страны идет поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, знаем русский и изучаем английский.
Система трехъязычия становится велением времени, как отметил наш Президент Н. Назарбаев.
Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры, а в некоторых странах и показателем гостеприимности. Язык, являясь средством общения, формирует ребенка как личность. Именно через язык ребенок познает культуру, традиции, национальное достояние, богатства, унаследованные от предков. Изучая языки других народов, ребенок не только просто узнает слова, как они звучат и что они означают, но и глубже познает культуру этих народов, их обычаи, традиции, знакомится с устным народным творчеством, национальными играми. И через познание многообразия мировой культуры формируется чувство любви к Родине, гражданский патриотизм, гордость за свой народ и свой язык.
Трехъязычие для меня — не только высокая цель, поставленная нашим Президентом, понятие «трехъязычие» для меня, как для педагога, наполнено ещё и некоторыми аспектами профессионального плана. А именно:
- расширение кругозора учащихся;
- культурное взаимообогащение путем овладения тремя языками;
- воспитание толерантности и интернационализма.
Так как школа основное звено всей системы образования, именно здесь надо подготавливать почву для обучения и воспитания поликультурной личности, создать условия для формирования полиязыковой личности. Центральной фигурой школы, которая реализует все планы и программы, является учитель. Считаю, что учитель должен начинать с себя, а не ждать помощи, заниматься самообразованием.
Я уверена, что разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде, поможет стать конкурентоспособными, даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям, создаст условия для конструктивного сотрудничества в мировом сообществе.
Литература:
1.Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050»: единая цель, единые интересы, единое будущее». — Астана, 2014.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.,
Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Шукаева А.К.
учитель географии,
КГУ «СШ №1» отдела образования
акимата г. Лисаковска