Цель:
- Знакомство с творчеством Великого Абая Кунанбаева
- Развивать у учащихся духовно- нравственную культуру.
- Воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости, патриотизма за великого сына степей казахского народа.
Оборудование: книжная выставка и портрет Абая Кунанбава, презентация, картинки, высказывания Абая.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, приемы критического мышления
Виды работ: групповая, индивидуальная
Ход классного часа
„Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека.
Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.“
Абай Кунанбаев.
Организационный момент.
Учитель: Добрый день дорогие ребята!
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Он оставил неизгладимый след в истории нашей страны, как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор. В его стихах и прозе отразилось национальные самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее были оценены в качестве уникального явления, названного миром Абая.
Слова Абая Кунанбаева о том, что необходимо избавиться от невежества, чтобы встать в один ряд с великими нациями, - это целая наука. Как сказал Мухтар Ауэзов: «Мы должны все последовать примеру Абая Кунанбайулы».
(Показ слайдовой презентаций)
Я вас разделила на две группы. Вы должны придумать название команды связанное с темой нашего классного часа.
1 тур «Ассоциация».
Какие ассоциации у вас появляются «Ученый Абай - гений казахской земли мирового уровня»
2 Тур «Полиглот»
Для 1 группы
Слова назидания, поэт, писатель, ученый
Для 2 группы
Философ, патриот, политик, композитор
Задание: Перевести на казахский и английский язык
3 тур «Ты мне я тебе»
Каждой группе я раздаю "Слова назидания Абая Кунанбаева».
Задание: Раскрыть суть текста, рассказать и составить по 3 вопроса
1 группа
Слово Четырнадцатое: человек ли он?
Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца. И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет “человеком с сердцем”, часто оказываются людьми не стоящими похвалы. Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце.
Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления. Те, кого люди называют крепкими джигитами, храбрыми джигитами, ловкими джигитами, чаще всего подбивают друг друга на темные, скверные дела. Их слепое подражание друг другу, бездумная удаль приводят к несчастьям. Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед Богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом? Впору задаться вопросом — человек ли он?
2 группа
Слово Тридцать Первое: четыре причины и четыре порока
Существует четыре причины, способствующие восприятию и запоминанию услышанного: во-первых, нужно утвердиться духовно и быть непреклонным;
во-вторых, слушать советы умных людей со вниманием и открытым сердцем, с готовностью и желанием уяснить смысл сказанного;
в-третьих, вдумчиво, неоднократно повторять про себя эти слова, и закреплять их в памяти;
в-четвертых, следует избегать вредных свойств ума, если даже придется подвергнуться искушениям этими силами, не поддаваться им.
Вредные свойства ума: беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот эти четыре порока способы разрушить и ум, и талант.
4 Тур «Выразительное чтение».
Задание: Прочитать выразительно, громко, с мимикой, жестом.
ОСЕНЬ
Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.
Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.
Уж дымится с овечьими шкурами чан —
Износилась одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.
Журавли в теплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы — куда ни пойдешь,
Не услышишь веселого смеха ребят.
Старики над остывшей поникли золой,
Молча слушают ветер, холодный и злой,
Рыщут по степи, ищут в норах мышей —
Дома косточки им не дадут ни одной.
И уже ни травинки вокруг не найти,
Пылью ветер заносит дороги в степи.
Будь ты проклят, обычай глухой старины,
Что мешает нам в юртах огонь развести!
Рефлексия: Подведем итоги классного часа.
Что мы сегодня узнали…
Нам было интересно потому что…
Что бы я хотел (а) бы узнать еще о творчестве Абая Кунанбаева…
Заключительное слово:
Наследия Абая – священнейшая сокровищница казахов. Абай Кунанбаев будет вечно жить вместе с родным народом, и звать его к новым горизонтом, на все новые вершины.