Ленинская фраза «Учиться, учиться и учиться» не устарела и сейчас. Для современного учителя, работающего в эпоху ускорения научного прогресса, эта фраза стала даже более актуальной, чем ранее. Мы живем во времена, когда знания, умения и навыки играют решающую роль в жизни человека и общества. Перед современным человеком стоит сложная задача быть не просто человеком, а компетентным профессионалом, который знает и умеет больше, чем «детища НТР».
Учение сопровождает нас всю жизнь. Мы учимся ежедневно и ежечасно. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека. Тем более, это относится к учителю. Педагог, который не учится сам, не сможет учить подрастающее поколение.
Однако, учителю, который имеет образование, опыт работы, определенные достижения и вроде бы все знает и все умеет, очень легко попасть в каждодневную рутину и перестать профессионально расти. После прохождения внеочередных курсов повышения квалификации учитель ненадолго «встряхивается», у него появляется желание творить, развиваться, добавить в методическую копилку новые стратегии, методы и приемы, увлекать и заинтересовывать в своем предмете учащихся. Но постепенно эти «вспышки» угасают, и снова работа учителя строится по накатанному пути. В результате качество урока, а следовательно качество обучения не растет, а возможно и снижается. К сожалению, такие ситуации имеют место.
Казалось бы, выхода нет, и этот круг не разомкнется. Но в каждой школе есть учителя, которые отличаются от всех. Над ними рутина не властна, они не могут не учиться и не развиваться, кроме того они и других учителей мотивируют к профессиональному росту.
Кто эти учителя? Такой учитель носит звание – лидер. Это дирижер оркестра, каждый его представитель играет отведенную ему роль, но в целом получается однакомпозиция.
Лидер пользуется доверием окружающих его людей. К его мнению прислушиваются. Лидер может быть формальным (назначенным) и неформальным (выбранным группой). Выбранный лидер является таким же участником группы, как и остальные, однако, имеет некое влияние на них.
В переводе с английского языка лидер – «ведущий», «указывающий путь». Понятие «лидерство» корнями уходит в первобытное общество, где первостепенными являлись потребности группы, а интересы отдельной личности были выражены слабо.
Разделение труда привело к появлению новых потребностей и разнообразию форм деятельности.Возникла необходимость появления человека, способногоопределить приоритетные цели общества, способы их достижения, правильно распределять роли внутри группы. Так произошло развитие лидерства.
Существует несколько теорий лидерства. Одна из них предполагает, что природа лидерства кроется в наличии у человека определенных личностных качеств: интеллигентности, активности, уверенность в себе, зрелости, способности увлекать и мотивировать окружающих людей.
Представители другой теории предполагают, что решающими факторами лидерства являются индивидуальные качества, являющиеся важными в достижении цели. Представители данной теории утверждают, что человек долгое время находящийся в роли руководителя, теряет часть своих личностных качеств, таких как доброта, гибкость, общительность. За этим следует развитие другой группы черт:
решительность, строгости, жесткости, уверенности в себе.
Сегодня понятие «лидерство» имеет много определений и широкую сферу применения. Однако, ясно одно: лидерство всегда идет рядом с переменами. И внести эти перемены может именно лидер.Вслед за меняющимся миром лидер меняется сам и меняет тех, кто находится рядом.
В своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» американский бизнес-консультант Стивен Кови утверждает, что лидер не должен останавливаться при возникновении проблем, он должен решать их и идти дальше.Настоящий лидер должен знать, куда идет он сам и ведет свою команду. Умение ставить цели – черта лидера. Лидер должен уметь расставлять приоритеты и выбирать способы достижения цели. Настоящий лидер должен уметь слушать и слышать, должен стремиться понять, чтобы быть понятым. И самое главное, утверждает Стивен Кови, чтобы добиться успеха лидер должен уметь настраиваться на победу.
Одной из черт, которыми должен обладать лидер, является способность с рефлексии. Лидер должен уметь оценивать ситуацию критически, чтобы правильно определить дальнейшие действия.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Что является проблемой?
2.Зачем я должен внести изменения?
3.Кого мне нужно вовлечь в процесс изменений?
4.Чего мы хотим достичь?
5.Как нам это сделать и в какие сроки?
В каких направлениях может проявить себя школьный лидер? Одна из сфер – лидерство в преподавании и обучении: улучшение своей практики преподавания и обучения, мотивирование к этому других учителей. Внесение изменений в практику – еще одно направление работы учителя-лидера. Лидер также может осуществлять управление школой.
К функциям учителя-лидера можно отнести не только улучшение собственной практики преподавания и обучения, но и выявление проблем в преподавательской практике других учителей, а также помощь в их решении.
Какие шаги необходимо сделать лидеру, чтобы эффективно выполнить свои функции? Для начала необходимо оценить работу школы и школьного коллектива, определить положительные стороны, а также имеющиеся проблемы. Эти проблемы могут относиться к особенностям управления, микроклимату внутри коллектива, а также особенностям преподавательской практики учителей школы. Для улучшения эффективности работы школы и учителей и решения выявленных проблем необходимо детальное планирование действий. В процесс планирования могут быть вовлечены руководство школы и учителя, заинтересованные в улучшении своей практики и эффективности работы школы.
Реализация запланированных действий является ежедневной работой участников преобразования школы. Усилия должны быть сосредоточены на наиболее важных пунктах планирования, которые необходимо осуществить для того, чтобы добиться улучшений.
Что дает школе и учителям лидерство? В результате сотрудничества учителей с целью улучшения практики повышается качество работы и компетентность учителей. Они постоянно повышают свою квалификацию, обмениваются опытом, апробируют инновационные стратегии, методы и приемы, что положительно сказывается на достижениях учащихся. Работа учителя более эффективна, когда есть поддержка коллег. Сотрудничество между учителями позитивно влияет на эффективность школы.
Лидерство неразрывно связано с обучением и является одной из эффективных форм профессионального развития, предоставляет возможность сотрудничества и позитивно влияет на эффективность школы.
Список литературы
http://kulturoznanie.ru/politology/sushhnost-i-priroda-liderstva/
https://www.mental-skills.ru/dict/liderstvo/
https://psyera.ru/5432/priroda-liderstva