Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Процесс обучения ребенка не может проходить без игровой деятельности. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Марблс - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.Камешки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.
Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Применение камешков Марблс это один из нетрадиционных приёмов обучения, интересный для детей.
Цель при использовании камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.
Основные задачи:
· Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
· Развивать мышление.
· Развивать ориентировку на плоскости.
· Работа над запоминанием цвета, цветотерапия.
· Обогащение словарного запаса.
· Формирование фонематических представлений.
· Развитие внимание и памяти.
· Развитие творческих возможностей ребёнка.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс.
При использовании шариков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Перечень игр с применением камешек «Марблс»
1. Знакомство с камешками.
2. Звуко-буквенный анализ слов.
3. Составление предложений.
4. Формирование элементарных математических представлений.
5. Развитие тактильных ощущений.
6. Развитие пространственных представлений.
7. Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
8. Самомассаж камешками «Марблс».
9. Дидактические игры
10. Подвижные игры
Для ознакомления приведены ниже игры с камешками "Марблс"
1. Игра «Знакомство с камешками»
Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.
Инструкция. Посмотри, какие у меня есть удивительные камушки. Давай вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камушки или нет? Что нравится делать? Что хочется сделать?
2. Звуко-буквенный анализ слов
Упражнение "Звуко - буквенный анализ слов".
Цель: познакомить детей с буквами, развивать речь, слуховое восприятие, память.
Материалы: картинки с буквами алфавита и камушки с картинками на эти буквы.
А–апельсин, Д – домик, В – ведерко, Г – грибок, и т. д.
Инструкция. Выбери из коробочки любую карточку. Какая буква на ней нарисована? «А»? Правильно. Давай найдем камушек с картинкой, название которой начинается на букву А.
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах уроков и занятий, при работе со всей группой или индивидуально.
3. Составление предложений
1. Составление предложений с предлогами.
2. Составление предложения с заданным словом.
3. Сосчитать сколько слов в предложении
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
Материалы: картинки предметами, из которых составляются предложения, камешки
Инструкция:предлагается составить предложение из картинок, а далее выложить количество слов камешками.
4. Развитие элементарных математических представлений
"Весёлый счёт"
Цель:развивать математические представления, внимание, память, мышление.
Материалы:камешки «Марблс»
Инструкция:Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
"Математический диктант"
Цель:развивать математические представления, внимание, память, мышление.
Материалы: камешки «Марблс»
Инструкция: Перед ребенком лежит лист бумаги с расчерченным полем, на котором находятся квадраты. В середину поля ставится камешек, воспитатель называет влево либо вправо, вверх либо вниз, а ребенок должен перемещать камешек в нужную сторону.
5. Развитие тактильных ощущений.
«Золушка». Сортировка
Цель: развивать умения различать цвета, форму камешков и размеры. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Материалы: стеклянные камешки, пустые коробочки
Инструкция. Педагог предлагает разложить камушки по цвету, размеру или форме.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
6. Развитие пространственных представлений
Игра «Повтори»
Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей.
Задачи:
- формируется ориентировка на листе и в пространстве;
- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов;
- формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру);
- развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев;
- развивать память, восприятие, внимание и логическое мышление у детей;
- развивать фантазию и творческое мышление у детей.
Материалы: пластмассовое игровое поле (формочка для льда и контейнер), карточка с образцом игрового поля, камешки Марблс.
Инструкция:
Вариант 1. Воспитатель выкладывает с помощью камешков образец дорожки (фигуры, узора), при этом используются камешки разной формы, размера и цвета. Образец фигуры (дорожек) выкладывается на карточке. Ребёнок должен повторить образец на пластмассовом игровом поле.
Вариант 2. Педагог дает устные задания типа: Положите синий камушек — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
7. Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
Упражнение "Фишки-камушки выкладывать под буквами".
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
2. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)
3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Материалы: камушки «Марблс», шаблоны с буквами
8.Самомассаж с камешками «Марблс»
(повторяют слова и выполняют действия с камешком в соответствии с текстом)
Раз катаем, два катаем
Сильней на камень нажимаем.
(катаем шарик вертикально)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
Мы кладём его на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко
(выполняем движения в соответствии с текстом)
9. Дидактические игры
«Мозаика».
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Инструкция. Предлагается картинка, образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Предлагается картинка-образец, выложить из камешков такую же.
«Выложи по контуру».
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Инструкция. Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
«Золушка». Сортировка
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Цель: развивать умения различать цвета, форму камешков и размеры. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Материалы: стеклянные камешки, пустые коробочки
Инструкция.
1.Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
2. Перед детьми подносы с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым осязательно.
3. Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.
10. Подвижные игры
Игра "Собери камешки"
Ход: На полу расположены в хаотичном порядке камешки Марблс, по сигналу дети должны собрать все камешки.
Игра "Кто быстрее соберет"
Ход: Напротив каждого ребенка лежат несколько камешков Марблс, по сигналу они должны собрать камешки, кто быстрее.
Игра "Камешки"
Ход: По сигналу воспитателя дети собирают камешки по сенсорным ориентирам: нужного цвета, либо нужной формы, либо нужного размера.