Наше общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Гуманизацияобразования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции. Гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъективную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был предавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу—способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Позиция каждого ученика несказанно важна: это его позиция, его понимание, его мир.
На данном этапе одна из острых проблем профессионального образования – слабая адаптация полученных профессиональных навыков к требованиям, предлагаемым на конкретных рабочих местах. Если раньше «острый угол» сглаживала определенная государственная защита, подкрепленная законодательно, и выпускник системы технического и профессионального образования получал время на необходимую адаптацию, то сейчас условия изменились. Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который наделен следующими качествами:
- Думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения)
- Обладать творческим мышлением
Именно эти качества позволяет развить модульное обучение. Принципиальное отличие модульного подхода от традиционного – в изменении вектора движения: мы идем от содержания профессиональной деятельности к содержанию профессионального обучения, а не наоборот. Современные условия требуют от нас иной позиции, чем та, когда дается определенное квалификационное удостоверение и молодой человек на предприятии постепенно доучивается. Сегодня в профессиональном обучении нужен максимально точный прицел на требования, предъявляемые в рамках определенных стандартов к конкретной профессии, а отсюда – требуется изменение наших педагогических технологий. Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится нереальным, необходимо постоянное обновление уже существующих знаний, повышение квалификации специалистов. В то же время быстрое развитие информационной культуры, новых технологий делает неактуальным традиционное
обучение, в котором учитель преподносит новые знания, а учащиеся пассивно усваивают информацию. Наша цель создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы
образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.