Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Исследование адаптации к школьной среде обучающегося с особыми образовательными потребностями

Исследование адаптации к школьной среде обучающегося с особыми образовательными потребностями

ya_socials
Опубликовано:
Автор: dikokz0853

До недавнего времени дети, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в особую категорию. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата или же таким семьям рекомендовалось обучение на дому.

И шесть лет назад мне пришлось начать работать с ребенком, попавшим в данную категорию. 

Имея опыт работы учителем русского языка и литературы и классным руководителем, я все же никогда не сталкивалась с обучением в классе «необычного» ребенка, но в моем новом классе появился ученик с особенностями развития.

Наблюдая за ним,  меня стали волновать вопросы:  «Каково ему находиться и учиться в общеобразовательной школе, где окружающие дети, в силу своей неопытности, могут причинить такому ребенку травмы, как нравственные, так и физические?», «Что я могу сделать, чтобы процесс социализации этого ученика, был безболезненным?», то есть я начала задумываться, как создать психологический комфорт, оградить своего ученика от  социального остракизма (насмешек, издевательств), к тому же нужно было быть готовым к тому, что обнаружится отставание в усвоении программы.

И когда, в 2016 году, встал вопрос о выборе темы для исследования в действии, я выбрала тему, которая была мне интересна. 

Первым шагом моего исследования стало изучение документов об инклюзивном образовании, «Государственной   программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы», где говорится о совершенствовании системы инклюзивного образования в школе.

Вторым шагом стало изучение документов, подтверждающих заболевание ребенка, а также литературы по работе детьми с особенностью развития, потому что такие ученики требуют дифференцированного подхода.

Для того, чтобы понять психологию ученика, я побеседовала с его родителями. Узнала о том,  как он ведет себя дома, какие требования родители выполняют по воспитанию такого ребенка, узнала об отношении родителей к школе, к обучению их ребенка, об отношении ребенка к школе.

Выяснила, что ребенок живет в полной семье. Родители имеют высшее образование, очень любят своего ребенка и делают все возможное, чтобы он ни в чем не нуждался. 

Родители на тот момент желали только, чтобы их ребенок учился в общеобразовательной школе, считая,  что ценность человека не зависит от его способностей и достижений и что подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Перспективных планов на будущее родители не строили.

На первом этапе работы провела в классе социометрию, так как считала, что результат социометрии - это один из возможных путей изучения адаптации учащихся в социуме.

К сожалению, результаты социометрии подтвердили мои опасения: ребенок находился в социологическом статусе – «изолированные». По этому вопросу обратилась за консультацией к педагогу-психологу школы. В ходе консультации получила  информацию об адаптационном периоде в школе для школьников. 

И выяснила, что в группе «возможной дезаптации» в 6 классе оставался  иобучающийся Руслан (имя изменено).

Эти исследования еще раз убедили меня в правильности выбора моей темы. 

Мои действия первое время носили эмоциональный характер, я просто пыталась создать комфортные условия для ребенка с ограниченными возможностями: проводила воспитательные мероприятия, в которых Руслан являлся активным участником, выступал в качестве ведущего, чтеца.

В его отсутствие проводила беседы с одноклассниками Руслан

В ходе бесед разъясняла, что с ними учится «особый» ребенок.

Но большое внимание, конечно, обратила на работу Руслана во время уроков. Старалась создать условия для активного подключения обучающегося в ход урока. 

Для этого начала планировать уроки с включением различных стратегий.

Особый интерес вызвала работа в паре. Учила на уроке умению слушать, выслушивать.В паре с исследуемым была одна из лучших учениц класса. Заметила, что Руслан стал активнее: отвечает на вопросы, задает вопросы, чаще улыбается. Думаю, это от терпеливого отношения к нему и, конечно, от проявленного внимания. 

Труднее давалась работа в группе, так как этот вид деятельности был новым не только для Руслана, но и для других учеников. Но постепенно все наладилось. Ребята были ознакомлены с правилами работы в группе, научились ценить и уважать труд друг друга. Приятно было наблюдать, что учитывались замечания учителя, что спикеры старались привлечь к работе всех участников группы, в том числе и Руслан.

Скоро пришли к результату, что у учащихся класса сложились дружеские отношения с Русланом.

В среднем звене работа продолжилась, так как появилась необходимость адаптировать учащегося не только к жизни в школьном коллективе, но и за пределами школы. И здесь, конечно, не обошлось без трудностей. На этом этапе, признаюсь, большую роль сыграли родители учащегося. Они помогли сформировать понимание востребованности в обществе, значимости и перспектив социальной реализации у подростка.

Руслан поступил на обучение в модельное агентство. Поборол страх выступать на публике. Много путешествовал, стал популярен в социальных сетях.

Руслан закончил 9 класс, продолжает обучение уже в 11 классе школы. После школы планирует поступить в Колледж бизнеса и сервиса, продолжить дело своих родителей.

В ходе многолетнего исследования пришла к выводу, что ученик с ограниченными возможностями может стать непосредственным участником учебного и воспитательного процесса в общеобразовательной школе, а также может почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.

А мы, в свою очередь, учимся милосердию, терпимости, пониманию потребностей и возможностей, учимся преодолевать эгоизм, формируем позитивное отношение к миру.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты