До недавнего времени дети, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в особую категорию. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата или же таким семьям рекомендовалось обучение на дому.
И шесть лет назад мне пришлось начать работать с ребенком, попавшим в данную категорию.
Имея опыт работы учителем русского языка и литературы и классным руководителем, я все же никогда не сталкивалась с обучением в классе «необычного» ребенка, но в моем новом классе появился ученик с особенностями развития.
Наблюдая за ним, меня стали волновать вопросы: «Каково ему находиться и учиться в общеобразовательной школе, где окружающие дети, в силу своей неопытности, могут причинить такому ребенку травмы, как нравственные, так и физические?», «Что я могу сделать, чтобы процесс социализации этого ученика, был безболезненным?», то есть я начала задумываться, как создать психологический комфорт, оградить своего ученика от социального остракизма (насмешек, издевательств), к тому же нужно было быть готовым к тому, что обнаружится отставание в усвоении программы.
И когда, в 2016 году, встал вопрос о выборе темы для исследования в действии, я выбрала тему, которая была мне интересна.
Первым шагом моего исследования стало изучение документов об инклюзивном образовании, «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы», где говорится о совершенствовании системы инклюзивного образования в школе.
Вторым шагом стало изучение документов, подтверждающих заболевание ребенка, а также литературы по работе детьми с особенностью развития, потому что такие ученики требуют дифференцированного подхода.
Для того, чтобы понять психологию ученика, я побеседовала с его родителями. Узнала о том, как он ведет себя дома, какие требования родители выполняют по воспитанию такого ребенка, узнала об отношении родителей к школе, к обучению их ребенка, об отношении ребенка к школе.
Выяснила, что ребенок живет в полной семье. Родители имеют высшее образование, очень любят своего ребенка и делают все возможное, чтобы он ни в чем не нуждался.
Родители на тот момент желали только, чтобы их ребенок учился в общеобразовательной школе, считая, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений и что подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Перспективных планов на будущее родители не строили.
На первом этапе работы провела в классе социометрию, так как считала, что результат социометрии - это один из возможных путей изучения адаптации учащихся в социуме.
К сожалению, результаты социометрии подтвердили мои опасения: ребенок находился в социологическом статусе – «изолированные». По этому вопросу обратилась за консультацией к педагогу-психологу школы. В ходе консультации получила информацию об адаптационном периоде в школе для школьников.
И выяснила, что в группе «возможной дезаптации» в 6 классе оставался иобучающийся Руслан (имя изменено).
Эти исследования еще раз убедили меня в правильности выбора моей темы.
Мои действия первое время носили эмоциональный характер, я просто пыталась создать комфортные условия для ребенка с ограниченными возможностями: проводила воспитательные мероприятия, в которых Руслан являлся активным участником, выступал в качестве ведущего, чтеца.
В его отсутствие проводила беседы с одноклассниками Руслан
В ходе бесед разъясняла, что с ними учится «особый» ребенок.
Но большое внимание, конечно, обратила на работу Руслана во время уроков. Старалась создать условия для активного подключения обучающегося в ход урока.
Для этого начала планировать уроки с включением различных стратегий.
Особый интерес вызвала работа в паре. Учила на уроке умению слушать, выслушивать.В паре с исследуемым была одна из лучших учениц класса. Заметила, что Руслан стал активнее: отвечает на вопросы, задает вопросы, чаще улыбается. Думаю, это от терпеливого отношения к нему и, конечно, от проявленного внимания.
Труднее давалась работа в группе, так как этот вид деятельности был новым не только для Руслана, но и для других учеников. Но постепенно все наладилось. Ребята были ознакомлены с правилами работы в группе, научились ценить и уважать труд друг друга. Приятно было наблюдать, что учитывались замечания учителя, что спикеры старались привлечь к работе всех участников группы, в том числе и Руслан.
Скоро пришли к результату, что у учащихся класса сложились дружеские отношения с Русланом.
В среднем звене работа продолжилась, так как появилась необходимость адаптировать учащегося не только к жизни в школьном коллективе, но и за пределами школы. И здесь, конечно, не обошлось без трудностей. На этом этапе, признаюсь, большую роль сыграли родители учащегося. Они помогли сформировать понимание востребованности в обществе, значимости и перспектив социальной реализации у подростка.
Руслан поступил на обучение в модельное агентство. Поборол страх выступать на публике. Много путешествовал, стал популярен в социальных сетях.
Руслан закончил 9 класс, продолжает обучение уже в 11 классе школы. После школы планирует поступить в Колледж бизнеса и сервиса, продолжить дело своих родителей.
В ходе многолетнего исследования пришла к выводу, что ученик с ограниченными возможностями может стать непосредственным участником учебного и воспитательного процесса в общеобразовательной школе, а также может почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.
А мы, в свою очередь, учимся милосердию, терпимости, пониманию потребностей и возможностей, учимся преодолевать эгоизм, формируем позитивное отношение к миру.