Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Язык в интернет-коммуникации: сетевой сленг и культура речи

Язык в интернет-коммуникации: сетевой сленг и культура речи

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Gimarat_Ernazar01 835

                                        Гимарат Ерназар 

Научный руководитель к.п.н. Есетова А.Т.
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

г. Алматы

Gimaraternazar@gmail.com

Глобальная сеть интересует пользователей как наиболее доступный источник информации, хранилище сведений, а также как площадка для общения и самовыражения. Современные сетевые технологии развиваются с огромной скоростью, а интернет-коммуникация является относительно новым и неизученным языковым пластом, и своеобразной формой языкового взаимодействия. Она отличается многообразием, коммуникативной универсальностью и оказывает серьезное влияние на многие сферы общения в современном мире. Сегодня мы уже не можем не замечать активного влияния интернета на нашу речь, который предлагает новые слова и постепенно замещает русские оригиналы их английскими альтернативами. Многие из этих слов быстро приживаются в нашем словарном запасе и обретают большую популярность среди молодежи. Динамизм и оригинальность являются основными требованиями общения в интернете, специфический и экспрессивный «сетевой язык» не признает никаких речевых и языковых ограничений. интернет-язык уже превратился из модного течения в новый стиль общения и правописания на сайтах, в блогах и чатах. Он откладывает свой отпечаток на устную и письменную речь современного человека. В результате чего слова русского языка употребляются не по правилам, мы забываем пунктуацию, культура общения уходит на второй план. Язык и речь в интернете и повседневном общении все больше сближаются - это естественная и неминуемая тенденция развития языка в эпоху развития всемирной сети. Под языком интернета следует понимать систему фонетических, лексических и грамматических средств, свойства которых и стилистические признаки формируются под влиянием факторов, действующих в сети. Стремительное развитие цифровых технологий, невиданный прежде размах и количество новых разработок в данном направлении, зарождает новые слова, обозначения и понятия. Без точного эквивалента в русском языке эти новые лексические единицы русифицируются и адаптируются для постоянного использования. Появляется совершенно новый ряд слов, который непрерывно пополняется и активно внедряется в литературный язык.

       Сленг регулярно употребляется в среде молодежи какого-либо учебного заведения, квартала или отдельной, более или менее замкнутой референтной группы. В целях самоутверждения, желая выглядеть современными, «продвинутыми», молодые люди начинают употреблять слова и выражения, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики, иностранные слова, профессионализмы. Большое количество неологизмов появляется в связи с созданием новых, ранее не существующих видов интернет-ресурсов, интернет-должностей и интернет-технологий. При этом интернет формирует особую среду развития неологизмов, которые представляют собой не только компьютерную терминологию, связанную с интернетом, но и сленговые формы языка, образуемые в процессе общения пользователей сети. Сетевой сленг - особый лингвокультурный феномен, который заслуживает пристального внимания и изучения. Исследование социальных, культурных, временных и многих других параметров интернет-сленга, дает убедительные аргументы в пользу того, что по многим основаниям он выделяется из ряда профессиональных подъязыков и других социолектов. Изменяется социальный и коммуникативный статус интернет-сленга как подсистемы русского языка. 

   Иностранные слова переполняют русскую речь, оттесняя начальные, русские. Хорошо это или плохо для русского языка? Нужны эти слова или нет? Сможем ли мы обходиться без них? Заимствования иностранных слов - один из способов развития современного языка. Бывают времена, когда к ним относятся вполне терпимо, но в другое время они оцениваются отрицательно. Иноязычные слова в русском языке издавна были предметом обсуждения ученых, общественных деятелей и писателей. Лексическое заимствование обогащает язык и обычно не вредит его самобытности, так как при этом сохраняется основной, «свой» словарь. Некоторые слова пришли к нам давно, и сейчас только ученые-лингвисты могут определить их «иностранность». Что же заставляет один народ заимствовать слова у другого? Во-первых, большинство заимствований связано с развитием науки, техники, культуры, экономики, производственных отношений. Во-вторых, появляется необходимость обозначить некоторый специальный вид предметов или понятий. На первый взгляд нет ничего плохого в том, что пользователи интернета внедряют в обиход новую терминологию. 

        Проблема заключается в том, что они переносят ее из виртуального мира в реальную жизнь, заменяя грамотную речь потоком сокращений, англицизмов и интернет-сленга. Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нельзя недооценивать влияние интернета на язык. С тех пор, как интернет-сленг вошел в наш обиход, возникло множество вопросов. Преобразование сетевого сленга в новый стиль общения людей, снижение уровня грамотности: сокращения слов («имхо», «млм», «спс»), намеренное написание слов с ошибками для эффекта («аффтар жжот», «каменты»), появление гибридных слов (английское слово, произносится в русской транскрипции, с прибавлением суффиксов и префиксов - «хайпить», «репостить»), усечения (инфа — информация, прога — программа), окказионализмы, стилистический контраст, сочетания кириллицы и латиницы, букв и цифр, повторов и совмещений знаков препинания, изменения порядка слов в предложениях  - это лишь часть вопросов, требующих лингвистического анализа и изучения. В нашей работе мы попытались собрать и проанализировать имеющуюся информацию по данной теме. Нам удалось систематизировать материалы по исследуемым вопросам, провести анкетирование студентов консерватории и составить краткий словарь сетевого сленга, с наиболее часто употребляемыми в речи молодежи словами. По нашему мнению, больше всего изменений под влиянием интернет-коммуникаций происходит в лексике (новые слова и новые значения слов), синтаксис также очень чувствителен к воздействию (ошибки в употреблении и упрощения синтаксических конструкций), в стилистике наблюдается смешение функциональных стилей. 

          Использование интернет-сленга не только в разговорной речи, но и в печатных изданиях, рекламе, на радио и телевидении и огромная популярность данного стиля общения, как нового и модного в молодежной среде, ведет к постоянному увеличению числа его пользователей. Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

              Путем введения в виртуальный дискурс частично типизированных эмоциональных реакций – эмодзи или «смайликов» (от анг. smile - улыбка), определенным образом компенсировался «эмоциональный дефицит» в общении. Однако это все-таки суррогат эмоциональных реакций. Фактически на сегодняшний день только смайлики информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, передавая направленность и степень его эмоций. 

       Многие популярные сайты являются виновниками большого количества новых слов в нашей повседневной речи. Взять, например, термин «загуглить», означающий процесс поиска чего-либо. Или слово «лайкать», используемое в социальных сетях для отметки понравившегося объявления или комментария. Помимо этого, все мы каждый день что-то «качаем», где-то «сёрфим» и кого-то «баним». Надо ли говорить про «спам», «ава», «мыло», «юзер», «инста»? Сетевой сленг активно переходит в нашу обыденную речь. Эти новые слова привносят изменения, зачастую неоправданные, в лексический строй русского языка, а также являются источниками стилистических и грамматических ошибок.

        Роль и место интернет-сленга в современной речевой культуре требуют значительного осмысления и дальнейшего изучения. В условиях интернет-коммуникаций русский язык может приобрести новые формы и средства выражения. То, что русский язык в интернете очень востребован, подтверждает тот факт, что он входит в пятерку популярных языков в глобальном сетевом пространстве. Подводя итоги, хочется отметить, каким бы образом не было образовано новое слово, только оправданное употребление заимствованной лексики украшает и развивает язык. Умение четко и ясно выражать свои мысли, соблюдение языковых и речевых норм – выражение уважения к собеседнику, обществу, языку. Культура речи – это показатель образованности, духовного уровня и культуры человека, который мы демонстрируем как в сети интернет, так и в жизни.

Список использованной литературы:

1. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/chekinitsya-instagramitsya-tvititsya-setevye-neologizmy-kak-sredstvo-popolneniya-molodezhnogo-slenga

2. КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/internet-sleng-slovoobrazovatelnye-protsessy-na-materiale-angliyskogo-i-russkogo-yazykov

3. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации / М.Б.Бергельсон // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2002.- №1.– С.55-67.

4. Валиахметова, Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д.Р.Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т.2.- C.7-9.

5. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. – №11. - С.63-67.

6. Гусейнов, Г.Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г.Г.Гусейнов // Новое литературное обозрение. – 2000. - № 43. – С.56.

7. Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А.Леонтович // Полемика. – 2000. - №7. – С.4.

8. Лесников, С.В. Гипертекст русского языка / С.В.Лесников // Словарь русских словарей. - 2001. - №2. - С.18-27.

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты