Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с новыми государственными стандартами обучение иностранному языку, а в частности английскому, направлено на формирование языковой компетентости, т.е. на способности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия. Потребность в выполнении социального заказа общества стимулирует учителей к поиску современных подходов в организации инновационной деятельности на уроках. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия. Современными приоритетами в жизни стали не просто знания фактов, не умения, а способность пользоваться приобретенным; не потребительство, а сотрудничество, инициативность и способность решать поставленные задачи. Таким образом, возникает вопрос формирования эффективной методики на уроке, направленной на овладение учащимися универсальными учебными действиями и на развитие положительной мотивации.
Потребность в выполнении социального заказа общества стимулируют педагогов к поискам способов повышения эффективности обучения и к пересмотру форм работы. Используемые мною в данный момент методы принадлежат технологии развития критического мышления, которая завоевала популярность после ее апробации во всем мире. Я остановила свой выбор именно на этой технологии, т. к. она, на мой взгляд, позволяет на практике реализовать требования, предъявляемые современным образованием. Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Технология развития критического мышления может использоваться в различных областях и для учащихся разных групп. Это – современная «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами, ориентированная на решение актуальных образовательных задач.
Данная технология отображает цель современного подхода в обучении – становление индивидуальности личности, использование ее интеллектуального потенциала, воспитание человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
Существует много определений критическому мышлению, но применительно к процессу обучения, это, прежде всего, способ взаимодействия с идеями и информацией, мыслительный процесс, который начинается свосприятия информации и заканчивается принятием решения. Это привлечение обучающихся к разным способам и приемам учебной деятельности (ситуация выбора, диалог, мозговой штурм, дебаты работа с группой и т.д.).
Так что же такое Критическое мышление?
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши учащиеся стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности. Структура технологии развития критического мышления стройна и логична, т. к. ее этапы соответствуют этапам когнитивной деятельности личности. В ее основу положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Итак, технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по теме, затем познакомится с новой информацией, потом подумать для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.
Самое важное – создать условия для постановки учащимися целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приемов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока. Изучение темы может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая- то стадия длится достаточно долго, например стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок. Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый веер стратегий, приемов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приемы, которые он считает наиболее эффективными.
- Стадии и фазы урока
Схематично стадии урока можно рассмотреть в таблице, которая очень легко налагается на технологическую карту современного урока.
технологические этапы |
деятельность учителя |
деятельность учащихся |
возможные приемы и методы |
1 стадия - Вызов (evocation): актуализация имеющихся знаний;
|
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. |
Составление списка известной информации: мозговая атака, кластеры, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. |
2 стадия – Осмысление содержания (realization of meaning):
|
Направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения (делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации). |
Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей (бортовой журнал); поиск ответов на поставленные вопросы. |
3 стадия – Рефлексия (reflection): - размышление, рождение нового знания. |
Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, вносит изменения и дает творческие задания. |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. |
Кластеры, круглые столы, дискуссии, написание творческих работ, а Установление причинно-следственных связей. |
Таким образом, мы видим, что на стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. Этот этап работы не оценивается и не критикуется учителем. Такие условия расширяют возможности обучаемых, снимают барьеры в общении, создают «строительные леса» для формирования новых знаний и умений. Индивидуальная работа сменяется работой в парах (2,3 минуты). Происходит вывод идей и мыслей на вербальный уровень. Формулируясь, мысль формируется. После этого список идей выносится на доску. В итоге такой работы появляются идеи, представленные в интерпретации обучающихся. Роль учителя на этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями. При этом, любое мнение учащегося ценно. Важность данной стадии в том, что все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела.
На стадии осмысления главная задача – поддержать активность учащихся и их интерес, созданный во время фазы вызова. Здесь происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ученик работает самостоятельно, в парах или группах. Если что- то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся знакомятся с новой информацией, идеями или понятиями, связывают их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае, его задача состоит в ясном и привлекательном изложении информации. Так же немаловажно выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.
На стадии рефлексии проясняется смысл нового материала, составление дальнейшего плана обучения. Учитель поддерживает активность учащихся, позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Здесь должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Происходит целостное осмысление, систематизация, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. При этом, сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
Существуют устная и письменная форма рефлексии.
- Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
- Письменная форма: анкетирование и опросы, графические, схематические способы представления в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания в виде синквейна, эссе, письмо, сочинения. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.
Отдельно хочется остановиться на культурной рефлексии при изучении иностранного языка. Для осуществления процесса культурного самоопределения личности посредством иностранного языка, необходимо в процессе обучения создать условия, при которых каждый обучающийся смог рефлексировать на свою собственную культуру и на самого себя. Этим он будет определять свое место в спектре изучаемых культур, постигать общечеловеческие ценности и осознавать свою роль в глобальных человеческих процессах.
Работа по повышению эффективности обучения английского языка с применением технологии развития критического мышления позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышая при этом уровень социализации.
- Анализ урока с применением технологии развития критического мышления.
№ |
Содержание задания |
УУД |
1. |
Фаза вызова. - постановка целей урока, - актуализация имеющихся у учащихся знаний. – выбор наиболее привлекательных идей. |
Целеполагание (П), Обобщение, классификация (П), Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
2. |
Фаза осмысления. представление новых Л.Е., - отработка новых слов в лексических упражнениях, - аудирование текста, - заполнение таблицы, - чтение текста и ответы на вопросы. |
Выполнение пробного учебного действия (Р), Извлечение необходимой информации из текстов (П). |
3. |
Фаза рефлексии. – обмен мнениями. – комментарий. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П), Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). |
Критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творческой мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие его творческого потенциала, на то, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире.
Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, направленных на выполнение задач этапа и способствующих разнообразить урок и сделать его эффективных. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, мы планируем уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник позволяет учителю свободно чувствовать себя. Работа по данной технологии дает возможность адаптировать ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они смогли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
3. Методы обучения чтению, говорению, письму и аудированию.
Испытывая трудности в начале освоения данной технологии, для облегчения своей работы мною были распределены приемы в соответствии с задачами учебной деятельности. Так, например, при обучении навыкам чтения используются следующие приемы и методы:
Инсерт – это такой прием маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Образец таблицы по работе с инсертом.
“V” |
“+” |
“-“ |
“?” |
То, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете. |
То, что вы читаете является для вас новым. |
То, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете. |
То, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Направляемое чтение – метод развития умения сравнивать факты, версии, выявлять причинно-следственные связи в тексте, прогнозировать развитие сюжета и осуществлять рефлексию по поводу прочитанного.
Чтение, суммированное в парах – метод стимулирования внимания к содержанию текста и прочного усвоения теоретического материала благодаря многократному предъявлению одной и той же части текста.
Обучение говорению проводится эффективней с применением таких методов как:
Перекрестная дискуссия – развитие умения понимать различные точки зрения и формирование навыков принятия решения. Этот метод также можно применять при обучении письму, когда в домашнем задании подразумевается написание эссе.
«Ручка на середине стола» - обеспечение организации последовательной и продуктивной беседы учащихся, развитие у них толерантности.
Прием «тонких» и «толстых» вопросов
Стратегия «идеал» - формирование умения решения проблем, умения анализировать ситуацию.
«Мозговой штурм» - стимулирование воображения для получения оригинальных идей.
Дискуссия «Уголки» - развитие умения задавать вопросы с целью прояснения позиции.
Методы, используемые при обучении навыкам письма:
Фишбоун – выписывание причин рассматриваемой проблемы и возможных источниковдля раскрытия ее сути.
Интерактивная стратегия ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал) – формирование навыков самостоятельной работы над информацией и развитие умения сжато формулировать информацию в письменной форме.
Синквейн – формирование способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах (рефлексия, работа в парах).
Пример сиквейна по теме «Школа» в 5 классе.
Teacher.
Kind, clever.
Meet, explain, educate.
Always try to help you.
Mother.
Даймонд- столкновение двух противоположностей при резюмировании информации.(восьмистрочие, где 4 и 5 строки – различные точки зрения).
Пример по теме «Проблемы поколений», 9 класс.
The older generation.
Confident, reserved, knowing.
Support, believe, give advice, hope.
Try to understand, argue, conflict, problems.
In the contacts, pleasant contact, to have a row.
Show off, express themselves, reject, love.
Rebellious, shocking, eccentric.
The young generation.
Ротация – обмен мнениями, развитие способности выражать позицию в краткой, продуманной форме. Этот же метод можно использовать и при обучении говорению, т.к. он является одним из этапов работы, посвященный презентации своей точки зрения.
Стратегия РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема.) – идея которой заключается в том, что пишущий выбирает для себя роли, от лица которого он будет писать.
При обучении навыкам аудирования можно выборочно использовать все вышеизложенные методы, потому что все они на определенных этапах подразумевают прослушивание информации или текста.
Эффективным является, на мой взгляд, использование на уроках различных органайзеров. Например:
- Кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, служит для вызова «старых» знаний и активизация их для дальнейшего изучения. Кластер отражает первоначальные представления учащихся об изучаемом предмете, способствует полноценному резюмированию и представляет наглядно схему размышления по теме. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегии урока в целом. (см. Приложение 1)
- Диаграмма Венна – хорошо работает на формирование умения логически рассуждать и выявлять общее и различное в сравниваемых объектах и понятиях (при изучении грамматики).
Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Например, в работе над лексикой очень эффективны такие приемы, как«Ассоциирование» и Синквейн».
Ассоциирование помогает быстрее усвоить новые слова. Это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого.
Применение «Ассоциирования» на уроке происходит поэтапно:
- на 1 этапе, при знакомстве с новой лексикой по теме отбираются самые сложные для запоминания слова;
- на 2 этапе группа обучающихся делится на пары;
- на 3 этапе каждой паре предлагается по одному новому слову для создания ассоциации;
- на 4 этапе пары подбирают ассоциацию к слову, сходную по звучанию с русским языком;
- на 5 этапе обучающие придумывают предложение, в котором присутствует новое слово на английском языке и схожее по звучанию с ним слово на русском языке.
Варианты могут быть самыми разнообразными, т.к. технология развития критического мышления допускает и рассматривает различные точки зрения обучающихся.
Пример ассоциации по теме «Школа», (5 класс) :
От занятий в школе сводит скулы», [скул] на английском означает школа.«Ткачи изучают как обрабатывать лен», [лен] в переводе с английского означает изучать; «Хад рок тяжелый на слух», [хад] означает тяжелый; «Мери всегда радостная» и т.д.
Для лучшего усвоения, придуманные ассоциации выписываются на карточки, зачитываются вслух и сравниваются. Конечно, нельзя забывать и о произношении. После подобных трюков со словами обучающимся легче дается перевод текстов и говорение, а на этапе рефлексии они чувствуют себя более уверенными. Именно в этот момент продуктивно использовать Синквейн, где слова – ассоциации опять же могут найти свой способ применения.
Синквейн – это метод опроса, близкий к пересказу, т. к. он позволяет быстро выбрать и выдать из полного объема информации (текста) главную мысль. Это формирование способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах. Синквейн – это французское пятистрочье, похожее на нерифмованное японское стихосложение.
Структура синквейна проста:
- 1 строчка стихотворения – это тема, которая прописана в строчке одним словом- существительным;
- 2 строчка – 2 прилагательных к теме;
- 3 строчка – 3 глагола;
- 4 строчка состоит из 4 слов, которые представляют суждение по теме или отношение к теме;
- 5 строчка – одно слово – синоним к теме, т.е. к первому слову.
Для составления синквейна можно использовать слова из ранее использованных слов – ассоциаций.
ПримерСинквейна по теме «Школа»:
Русский язык |
Английский язык |
Школа |
School |
Тяжелая, радостная |
Hard, merry |
Учит, требует, изучает |
Teach, demand, learn |
Учение ведет к свету. |
Studies leads us to the light |
Книга. |
Book. |
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что технология развития критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно – ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи. Осознанное использование предложенных данной технологией приемов и методов дает эффективные результаты в процессе обучения учащихся английскому языку.
Можно отметить следующие преимущества технологии развития критического мышления:
- У учеников повышается интерес к самому процессу обучения.
- Для учащихся появляется возможность добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь способствует формированию критического мышления у учеников и дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его.
- В конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и освоен учебный материал.
- Формируется направленность на самореализацию.
- Появляется возможность объединения отдельных дисциплин.
- Учителю технология развития критического мышления дает:
- умение создать в классе атмосферу открытости и совместного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяют раскрыть всесторонние способности обучающихся, повысить их мотивацию к учебе, научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях. Применяя данную технологию, обучающиеся учатся совместному сотрудничеству, которое воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать. Немаловажно и то, что в процессе обучения значительно увеличивается время речевой практики на уроке для каждого ученика. Это позволяет добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Преимущества данных приемов в том, что они могут быть использованы в различных предметных и межпредметных областях и для разноуровневых обучающихся. Они:
- обогащают словарный запас;
- помогают развивать речь и мышление;
- облегчают процесс усвоения понятий и их содержание;
- являются способом контроля и самоконтроля.
Используя данные приемы, мы подготавливаем обучающихся к требованиям, которые предлагают нам новые стандарты образования, а именно, достигаем личностных, предметных и метапредметных результатов.
Есть замечательное изречение Сократа « Голова ребенка – не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь». На мой взгляд, технология развития критического мышления успешно может зажечь этот «факел» знаний, т.к. акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя.