Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Программа психологического сопровождения одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей

15 июнь 2019
936
0

Аннотация:

Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы гимназии. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Цель психологического сопровождения одаренных детей: Создание психологических условий для реализации одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве гимназии.

Задачи, реализуемые в процессе психологического сопровождения:

  1. Идентификация одаренных детей.
    • Изучение влияния внешних условий: семьи, школы.
    • Изучение внутренних условий: когнитивной, аффективной, ценностно-смысловой сфер личности.
  2. Реализация индивидуальных психологических программ, учитывающих специфику развития одаренных детей:
    • Обогащение картины мира и мировоззрения одаренных детей, развитие представлений учащихся;
    • Обучение регуляции неравновесных психических состояний
    • Развитие эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных подростков
  3. Психологическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми:
    • профилактика эмоционального выгорания педагогов,
    • психологическое просвещение и консультирование.

Принципы выявления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка  индивидуальной траектории обучения);

- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

Основные направления психологического сопровождения:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся

гимназии выявило четыре направления для

организации психологического сопровождения

одаренных детей.

Этапы психологического сопровождения одаренных детей

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап - индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса, потенциальных возможностей ребенка.

Академическая одаренность - При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т. д. )

Творческая одаренность - Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т. п. ).

Кинестетическая одаренность - Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Социальная одаренность - Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми создается тесный альянс психолога с педагогами, деятельность которого направлена на формирование и углубление выявленных способностей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра психолого-педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также развивающие внеурочные программы воспитательной работы в гимназии).

Виды психологического сопровождения одаренных детей

Работа психолога с одаренными детьми осуществляется в таких формах, как:

  • психодиагностика,
  • психопрофилактика,
  • психокоррекция,
  • развитие,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое просвещение.

Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).

Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные ,творческие, коммуникативные способности учащихся.

На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.

Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.

Виды и свойства интеллекта

Термин

Определение

Интеллект

  1. общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
  2. система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
  3. способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Креативность

Общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Академический интеллект

Общая способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости.

Общий интеллект

Умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности.

Невербальный интеллект

Способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями.

Вербальный интеллект1

Это вербальные, речевые способности к мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т.д. Интеллект журналистов, адвокатов, писателей, психотерапевтов. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

Логико-математический интеллект

Операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

Пространственно-визуальный интеллект

Способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве. Необходим архитекторам, фотографам, художникам, скульпторам, пилотам, механикам, инженерам. Люди – прекрасные наблюдатели, любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде.

Социальный интеллект

Способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других, как реагируем на них, определяет успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Нужен социальным работникам, психотерапевтам, менеджерам, офицерам, политикам. Людям этих профессий нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

Музыкально-ритмический интеллект

Восприятие ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только композиторы или певцы, но все, кто может петь и танцевать.

Телесно-кинестетический интеллект

Интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, актерам, танцорам, физиотерапевтам.

«Внутрилич-ностный»

Наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичен для профессий, где важно быть независимым и полностью самостоятельно определять свои цели.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемОдаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

Учитель должен: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний; верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;
  • нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, увереным в своей, человеческой привлекательности и состоятельности;
  • считать окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  • постоянно работать по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Этапы диагностики одаренных детей

Метод диагностики

Источник

информации

Вид информации

1. Номинация (называние)

Учителя, воспитатели, психологи и др.

Имена кандидатов в одарённые

2. Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации

Учителя, воспитатели, психологи и др.

Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п.

3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений

Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью)

4. Оценка учащегося его сверстниками

Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях

5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования)

Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения

6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости

Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи

Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)

7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов)

Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи)

Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося

Методики диагностики видов одаренности

Вид одаренности

Название методики

Интеллектуальная одаренность

Шкала интеллекта Стенфорд-Бине

Векслеровская шкала интеллекта

Интеллектуальный тест Р. Слоссона

Кауфмановская оценочная батарея тестов

Шкала детских способностей Маккарти

«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона

Тест когнитивных умений

Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла

Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и Е. Хагена

ШТУР (Гуревича К.М.)

Тест Д. Векслера

Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра

Тест Г.Ю. Айзенка

Академическая одаренность

Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях

Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике

Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах

Тест прогресса в образовании, оценивающий успешность в чтении, математике, правописании, научных и социальных занятиях

Станфордский тест достижений, оценивающий знания и навыки математике, естествознании, в понимании устной речи

Калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, математические способности, почерк, способности в английском языке

Творческая одаренность

Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей

Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление

Тест П. Торранса на образное творческое мышление (адаптирован Авериной И.С., Щеблановой Е.П.)

Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления таланта

Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления интересов

Пенсильванский тест творческой направленности, разработанный Т. Руки

Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей

Экспресс-методика А.Г. Азарян

Социальная одаренность

Тест социального интеллекта Т. Ханта

Социометрические методы

Методики, направленные на выявление организаторских способностей

Психомоторная одаренность

Тест Пурдье

Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами М. Крауфорда

Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера

Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри

Тест ловкости пальцев Д. О’Коннора

Тест ловкости Р. Стромберга

Минесотский тест скорости манипулирования

Список литературы

  1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.
  2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004.
  3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса младших школьников и дошкольников. М., 2005.
  4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975. С. 44-50.
  5. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2005.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  8. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. М., 1991.
  9. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001.
  10. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.
  11. Дневник воспитателя /Под ред. О.М. Дьяченко и Т.В. Лаврентьевой. М., 2003.
  12. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
  13. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. Питер.1999.
  14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
  15. Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): дис....канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994.
  16. Зуева В.Э., Качковская И.В. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. URL: http://festival.1september.ru/ articles/310026/.
  17. Иванова Т.В. Психология. URL: http://sumdu.telesweet.net/ doc/lections/Psihologiya.
  18. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
  19. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов-самоисследований. СПб., 1997.
  20. Коврина Т.А. Что такое детская одаренность? URL: http://gimnazia1.ucoz.ru/load/5-1-0-83.
  21. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма /Под ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. М., 1995.
  22. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
  23. Крушельницкая О.Б. Одарённый школьник в глазах сверстников и педагогов //Школа здоровья. 1999. №1. С. 73-80.
  24. Леднева С.А.Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80 - 83.
  25. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М., 2004.
  26. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003.
  27. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей /Сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
  28. Мильчарек Н.А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
  29. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов. М., 1998.
  30. Озерецкий Н.И. Тесты для исследования отдельных компонентов движения /Вопросы педологии и психоневрологии. М., 1928. С. 86-111.
  31. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002.
  32. Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика //Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С.61-73.
  33. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности /Психология подростков. М., 1993. С. 31-36.
  34. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и В.М. Снеткова. СПб., 2003.
  35. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Ростов н/Д, 2010.
  36. Психологические тесты /Сост. С. Касьянов. М., 2006.
  37. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
  38. Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
  39. Психология подростка. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей /Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
  40. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возра­ста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнер. М., 1988.
  41. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.
  42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.
  43. Руководство к применению группового интеллектуаль­ного теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.
  44. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
  45. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000. С. 227-229.
  46. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений. Дисс. … канд. психол. наук. Пермь, 2003.
  47. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  48. Теплов Б. М. Способности и одарённость. М., 1982.
  49. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003. 
  50. Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли //Школьный психолог. 2004. № 4. С. 16–23.
  51. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. СПб., 2002.
  52. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта /Проблема субъекта в психологической науке /Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. М., 2000.
  53. Фетискин Н. П. Психодиагностика детской одаренности. М.; Кострома, 2001. С. 11-14.
  54. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
  55. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья. 1999. №3. С. 41-55.
  56. Щебланова Е.И.Диагностика одарённости младших школьников //Школа здоровья. 1999. №1. С. 26-37.
  57. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2008.
  58. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога //Школа здоровья. 1997. №1. С. 24-27.
  59. Юркевич В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.adalin.mospsy.ru
  2. http://www.ageyev.kz
  3. http://www.azps.ru
  4. http://www.earlyhelp.ucoz.ru
  5. http://www.gurutestov.ru
  6. http://www.iemcko.narod.ru
  7. http://www.logopedmaster.ru
  8. http://www.med2000.ru
  9. http://www.movement.ucoz.ru
  10. http://www.nestandartno.ru
  11. http://www.pediatr.ucoz.ru
  12. http://www.psiholog-rmo.ru
  13. http://www.psylab.info
  14. http://www.psylist.net
  15. http://www.revolution.allbest.ru
  16. http://www.vashpsixolog.ru

Топ портфолио преподавателей
Войти через: