Аннотация:
Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы гимназии. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
Цель психологического сопровождения одаренных детей: Создание психологических условий для реализации одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве гимназии.
Задачи, реализуемые в процессе психологического сопровождения:
- Идентификация одаренных детей.
- Изучение влияния внешних условий: семьи, школы.
- Изучение внутренних условий: когнитивной, аффективной, ценностно-смысловой сфер личности.
- Реализация индивидуальных психологических программ, учитывающих специфику развития одаренных детей:
- Обогащение картины мира и мировоззрения одаренных детей, развитие представлений учащихся;
- Обучение регуляции неравновесных психических состояний
- Развитие эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных подростков
- Психологическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми:
- профилактика эмоционального выгорания педагогов,
- психологическое просвещение и консультирование.
Принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
Основные направления психологического сопровождения:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся
гимназии выявило четыре направления для
организации психологического сопровождения
одаренных детей.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап - индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса, потенциальных возможностей ребенка.
Академическая одаренность - При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т. д. )
Творческая одаренность - Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т. п. ).
Кинестетическая одаренность - Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.
Социальная одаренность - Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.
На третьем этапе работы с одаренными детьми создается тесный альянс психолога с педагогами, деятельность которого направлена на формирование и углубление выявленных способностей. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра психолого-педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также развивающие внеурочные программы воспитательной работы в гимназии).
Виды психологического сопровождения одаренных детей
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется в таких формах, как:
- психодиагностика,
- психопрофилактика,
- психокоррекция,
- развитие,
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение.
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные ,творческие, коммуникативные способности учащихся.
На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.
Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.
Виды и свойства интеллекта
Термин |
Определение |
Интеллект |
|
Креативность |
Общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. |
Академический интеллект |
Общая способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости. |
Общий интеллект |
Умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности. |
Невербальный интеллект |
Способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями. |
Вербальный интеллект1 |
Это вербальные, речевые способности к мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т.д. Интеллект журналистов, адвокатов, писателей, психотерапевтов. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике. |
Логико-математический интеллект |
Операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события. |
Пространственно-визуальный интеллект |
Способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве. Необходим архитекторам, фотографам, художникам, скульпторам, пилотам, механикам, инженерам. Люди – прекрасные наблюдатели, любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде. |
Социальный интеллект |
Способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других, как реагируем на них, определяет успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей. Нужен социальным работникам, психотерапевтам, менеджерам, офицерам, политикам. Людям этих профессий нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником. |
Музыкально-ритмический интеллект |
Восприятие ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только композиторы или певцы, но все, кто может петь и танцевать. |
Телесно-кинестетический интеллект |
Интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, актерам, танцорам, физиотерапевтам. |
«Внутрилич-ностный» |
Наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичен для профессий, где важно быть независимым и полностью самостоятельно определять свои цели. |
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
Учитель должен: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний; верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;
- нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, увереным в своей, человеческой привлекательности и состоятельности;
- считать окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
- постоянно работать по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
1. Номинация (называние) |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Имена кандидатов в одарённые |
2. Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п. |
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений |
Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью) |
4. Оценка учащегося его сверстниками |
Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях |
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования) |
Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения |
6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости |
Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи |
Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная) |
7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) |
Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи) |
Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося |
Методики диагностики видов одаренности
Вид одаренности |
Название методики |
Интеллектуальная одаренность |
Шкала интеллекта Стенфорд-Бине |
Векслеровская шкала интеллекта |
|
Интеллектуальный тест Р. Слоссона |
|
Кауфмановская оценочная батарея тестов |
|
Шкала детских способностей Маккарти |
|
«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена |
|
Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона |
|
Тест когнитивных умений |
|
Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла |
|
Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и Е. Хагена |
|
ШТУР (Гуревича К.М.) |
|
Тест Д. Векслера |
|
Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра |
|
Тест Г.Ю. Айзенка |
|
Академическая одаренность |
Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях |
Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике |
|
Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах |
|
Тест прогресса в образовании, оценивающий успешность в чтении, математике, правописании, научных и социальных занятиях |
|
Станфордский тест достижений, оценивающий знания и навыки математике, естествознании, в понимании устной речи |
|
Калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, математические способности, почерк, способности в английском языке |
|
Творческая одаренность |
Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей |
Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление |
|
Тест П. Торранса на образное творческое мышление (адаптирован Авериной И.С., Щеблановой Е.П.) |
|
Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления таланта |
|
Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления интересов |
|
Пенсильванский тест творческой направленности, разработанный Т. Руки |
|
Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей |
|
Экспресс-методика А.Г. Азарян |
|
Социальная одаренность |
Тест социального интеллекта Т. Ханта |
Социометрические методы |
|
Методики, направленные на выявление организаторских способностей |
|
Психомоторная одаренность |
Тест Пурдье |
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами М. Крауфорда |
|
Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера |
|
Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри |
|
Тест ловкости пальцев Д. О’Коннора |
|
Тест ловкости Р. Стромберга |
|
Минесотский тест скорости манипулирования |
Список литературы
- Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса младших школьников и дошкольников. М., 2005.
- Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975. С. 44-50.
- Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2005.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
- Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. М., 1991.
- Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001.
- Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.
- Дневник воспитателя /Под ред. О.М. Дьяченко и Т.В. Лаврентьевой. М., 2003.
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
- Дружинин В.Н.Психология общих способностей. Питер.1999.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): дис....канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994.
- Зуева В.Э., Качковская И.В. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми. URL: http://festival.1september.ru/ articles/310026/.
- Иванова Т.В. Психология. URL: http://sumdu.telesweet.net/ doc/lections/Psihologiya.
- Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
- Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов-самоисследований. СПб., 1997.
- Коврина Т.А. Что такое детская одаренность? URL: http://gimnazia1.ucoz.ru/load/5-1-0-83.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма /Под ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. М., 1995.
- Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
- Крушельницкая О.Б. Одарённый школьник в глазах сверстников и педагогов //Школа здоровья. 1999. №1. С. 73-80.
- Леднева С.А.Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80 - 83.
- Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М., 2004.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003.
- Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей /Сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
- Мильчарек Н.А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
- Общая психология /Сост. Е.И. Рогов. М., 1998.
- Озерецкий Н.И. Тесты для исследования отдельных компонентов движения /Вопросы педологии и психоневрологии. М., 1928. С. 86-111.
- Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002.
- Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика //Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С.61-73.
- Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности /Психология подростков. М., 1993. С. 31-36.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и В.М. Снеткова. СПб., 2003.
- Пашнев Б.К. Психодиагностика. Ростов н/Д, 2010.
- Психологические тесты /Сост. С. Касьянов. М., 2006.
- Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
- Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
- Психология подростка. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей /Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.
- Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнер. М., 1988.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.
- Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000. С. 227-229.
- Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений. Дисс. … канд. психол. наук. Пермь, 2003.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б. М. Способности и одарённость. М., 1982.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003.
- Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли //Школьный психолог. 2004. № 4. С. 16–23.
- Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. СПб., 2002.
- Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта /Проблема субъекта в психологической науке /Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. М., 2000.
- Фетискин Н. П. Психодиагностика детской одаренности. М.; Кострома, 2001. С. 11-14.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья. 1999. №3. С. 41-55.
- Щебланова Е.И.Диагностика одарённости младших школьников //Школа здоровья. 1999. №1. С. 26-37.
- Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2008.
- Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога //Школа здоровья. 1997. №1. С. 24-27.
- Юркевич В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
Интернет-ресурсы:
- http://www.adalin.mospsy.ru
- http://www.ageyev.kz
- http://www.azps.ru
- http://www.earlyhelp.ucoz.ru
- http://www.gurutestov.ru
- http://www.iemcko.narod.ru
- http://www.logopedmaster.ru
- http://www.med2000.ru
- http://www.movement.ucoz.ru
- http://www.nestandartno.ru
- http://www.pediatr.ucoz.ru
- http://www.psiholog-rmo.ru
- http://www.psylab.info
- http://www.psylist.net
- http://www.revolution.allbest.ru
- http://www.vashpsixolog.ru