Трудности создания семьи воспитанниками детских домов
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни, они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
При отслеживании дальнейшей судьбы выпускников детских домов выявлено, что многие из них не смогли найти своего места в жизни. Большой процент безработицы, частые случаи суицида, неслжившаяся личная жизнь, брошенные дети, которые опять же попадают в детские дома. По данным российских социологов считается, что увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствуют вынужденная миграция населения, вызванная межнациональными конфликтами, рост числа неблагополучных семей, пополняют также ряды бездомных и выпускники детских домов. По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся бомжами, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством. Каждый пятый несовершеннолетний, совершивший преступление, нигде не учится и не работает. Многие попадают в тюрьмы. Причин много, есть объективные, есть субъективные. Устроиться на работу нашим учащимся очень трудно т.к. рынок труда практически ничего не предлагает. Наличие отклонений в интеллектуальном развитии воспитанников очень усложняет адаптацию к самостоятельной жизни т.к. у большинства таких детей неблагополучные семьи.
. Мы знаем, что семья – это особо болезненная тема для воспитанников сиротских учреждений, ведь у одних вообще не было семьи (дети от которых отказались в роддоме), у других - негативный опыт семейных отношений. Деструктивным моментом для личности воспитанника является отказ родителей от них, нежелание проявлять достаточную заботу, не выполнение родительских обязанностей. Осознание ребенком своей сегодняшней ситуации невозможно без отражения чувств по отношению к покинувшим его родителям. Отсюда вытекают проблемы утраты, потери, злости, поиска утраченной любви - отсюда негативное отношение к семье. Когда ситуация осознана, ребенок принимает ответственность за себя, за свою жизнь и судьбу. Поэтому за годы пребывания в детском доме ребенок должен освоить социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире
Социальная адаптация и подготовка к семейной жизни представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в структурные различные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщатьсяк культурной социальной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Трудовая и бытовая адаптации выпускников детских домов далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.
С точки зрения В.Э.Чудновского, о проблеме подготовки к семейной жизни следует говорить и в более узком, и более широком смысле. В более узком смысле речь идет о том, что подростки, юноши и девушки, должны получить определенные знания о взаимоотношениях представителей различного пола, о моральных нормах, регулирующих эти взаимоотношения, основах семейной жизни и ведении домашнего хозяйства. В более широком смысле подготовка к семейной жизни - это формирование такой личности, которая могла бы принести радость близким людям, создать здоровую счастливую семью.
Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей. К сожалению, не все воспитанники заканчивают обучение (по разным причинам отчислены или бросили учебу) и далеко не все закончившие его сумели потом устроиться на работу по полученной специальности (или вообще устроиться на работу).
Многие воспитанникине сумели создать своей семьи, среди воспитанниц много матерей одиночек, некоторые из которых "поставляют" уже своих детей в детские дома. Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптации аномальных людей. Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего "детского" этапа онтогенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психо-сексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.e. все то, что составляет основное содержание понятия "психосексуальная идентичность", выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. Признаками социальной адаптации можно считать: во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости