Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Формирование толерантного сознания на уроках иностранного языка в контексте диалога культур

Формирование толерантного сознания на уроках иностранного языка в контексте диалога культур

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Horonko0842

Термин «толерантность» (от латинского tolerantia – терпение) определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Т.е. в основе данного понятия – согласие воспринять нечто духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом. Сегодня, когда мировое сообщество переживает существенные и неоднозначные перемены, а этнические и религиозные конфликты в целом ряде стран представляют серьезную угрозу для стабильного поступательного развития, Казахстан демонстрирует умение на системной основе решать возникающие в этой области проблемы. Наша страна сумела выработать эффективную модель гражданского мира и согласия, противопоставив ее разрушительной идеологии превосходства одних народов над другими. В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2030 года» одной из важнейших задач воспитания является формирование у молодёжи гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Без сомнения все организации образования являются одними из важнейших институтов воспитания данного качества нравственного аспекта. Главными документами в нашей работе по этому вопросу являются «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан», «Концепция государственной молодёжной политики в Республике Казахстан». Основой  работы по совершенствованию молодёжной политики в РК явилось создание необходимых условий для получения молодёжью достойного образования и трудоустройства по специальности. В Северо-Казахстанской области действует региональная Программа молодёжной политики в СКО. Целью Программы является проведение социально-ориентированной государственной молодежной политики в регионе, разработка и принятие комплекса мер, направленных на создание и наличие необходимых условий для социализации молодежи и функционирования молодежных организаций области. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· формирование рабочей модели механизма комплексной социальной саморегуляции молодежи;
· экономическое развитие молодежи и создание условий в сфере труда и занятости;
· развитие гражданственности и казахстанского патриотизма в молодежной среде;
· формирование здорового образа жизни и соответствующих навыков укрепления и сохранения здоровья среди молодежи;

  • обеспечение реализации молодежной политики на районном уровне;
    · информационное обеспечение молодежной политики.
    Численность молодежи в области в возрасте от 14 до 29 лет составляет 187 702 человек, что составляет 27,8% от всего населения. Работа по формированию толерантного сознания у юного поколения должна быть многогранна и разнонаправлена. Особенно трудно формируется толерантность к «другому» когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой, как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» – в «другого», именно этим и интересного. Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода «приближение» к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях. Содержание различных учебных предметов, особенно иностранного языка, где образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, – дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. Обучению иностранным языкам в настоящее время противопоставляется обучению иноязычной культуре, которое принципиально отлично и по цели, и по содержанию. Целью обучения иноязычной культуре является формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры, развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком; а содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии. Общение на английском языке – это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до учащегося, что чужая культура – не хуже и не лучше нашей – она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям. На наш взгляд, использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности на уроках иностранного языка. Диалог культур – это обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других людей и в изоляции он увядает и погибает. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение следующих коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач, а именно:

Познавательный (культурологический) аспект: активизация имеющихся в опыте учащихся знаний о культуре англоязычных стран;
·знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своей области, о себе самих; ·развитие способностей учащихся представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения.
Учебный аспект:
·формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, развитие культуры устных выступлений и письменной речи на английском языке;

  • развитие умения читать аутентичные тексты лингвострановедческого содержания;
    · развитие умения переводить и пользоваться словарём.
    Развивающий аспект:
    · развитие способностей учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира;
    · развитие интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
    · развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения; · развитие коммуникабельности, самостоятельности, умения сотрудничать.
    Воспитательный аспект:
    · формирование уучащихся представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
  • воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
    · воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи. Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной

культуре, культуре родного края.
Необходимо рационально включать в материал урока национально-региональный компонент. Таким образом, мы сможем развить у учащихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения. Все это, естественно, должно быть частью соответствующего раздела учебного плана. Национально-региональный компонент в процессе обучения английскому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры. Очень важно научить учащихся умению самостоятельно выяснять, узнавать интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя. Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание. Неумолимо значение страноведения, которое направлено на формирование языковой и коммуникативной компетентности, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру. Такие темы, как «Культура народов Казахстана и англоговорящих стран», «Национальная кухня народов Казахстана и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов», способствуют сравнительно-сопоставительному анализу учащимися различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Работа над текстом, обладающим воспитательным потенциалом, в полной мере не даст должного эффекта. Нужна и соответствующая его интерпретация, и соответствующее отношение к нему учителя. Если учитель, а за ним, следуя его примеру, и ученик высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения, то именно эта личная заинтересованность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Значение религии в воспитании нравственности и духовности сегодня никто оспаривать не станет. С целью воспитания уважения к взглядам и убеждениям людей различных вероисповеданий можно предложить учащимися освоение специальной лексики на тему различных религий и развития навыков англоязычного общения в рамках темы «Религия, обычаи, традиции, праздники». Всё это способствует укреплению морально –психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре,

способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и

диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться».Преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учащихся к

носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности XXI века.

 

 

Использованная литература

1.Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Астана, 2005.2.     Концепции развития образования Республики Казахстан до2015 года.3.     Северо-Казахстанская областная Комплексная программа «Молодежь– 2005-2007».4.     Гершунский Б.С. Толерантность в системеценностно-целевых приоритетов образования. Педагогика, 2002, № 7, с. 3-12.5.     Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам кпреподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе, 2003. №2,

с. 22.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты