Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Работа с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Юлия Александровна01 519

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы.  Работе с родителями детей с ОВЗ (ОВЗ - ограниченные возможности здоровья) уделяется большое внимание. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

  1. Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
  2. Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
  3. Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.

Предполагаемый результат:

1.        Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.

2.        Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.

3.        Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и организациями образования.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.

1 этап – взаимопознание (длится в течение месяца). Это этап диагностики, в течение которого собирается информация об особенностях функционирования семьи, выявляются их запросы на формы и методы обучения и проблемы, которые испытывают дети и родители - преимущественно опросными методами (индивидуальными  диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты).  

2 этап – взаимопонимание (до 1 месяца).

На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываются индивидуальные программы для детей, в которых прописаны формы работы, методы, используемые технологии  и т.д.

3 этап – взаимоотношения и взаимные действия – Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

4 этап –  анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

На каждом этапе работе с родителями используются следующие направления в работе:

Наглядно-информационные  - ознакомление родителей с организацией образования, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами (настенные информационные стенды, информационные заметки в социальных сетях, буклеты)

Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей(конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест-игры,  и прочее).

Досуговые – используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений. Детям и родителям предоставляется возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.  

Работа с родителями  проводится в течение  длительного времени, и дает следующие положительные результаты: 

  • родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; 
  • убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; 
  • формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам организации образования.

        Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

В условиях дистанционного обучения разработана система работы с родителями с использованием ИКТ. В эту систему входят:

- компьютерные презентации;

- обучающие видеоролики;

- развивающие игры;

- интернет-ресурсы.

В течение всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами. Психологами и учителями проводятся тематические групповые и индивидуальные консультации для родителей на темы:  «Развитие памяти ребёнка с помощью дидактических игр», «Игротека в кругу семьи», «Рука развивает мозг» и т.д. Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
- развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка;

- в начале, середине и конце года сообщает о результатах обследования, об особенностях психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;

- обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;

- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;

- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

При проведении групповых форм работ родители учатся правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома. Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним. 

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

План работы с родителями,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями



Тема консультации и содержание

Сроки

Ответственный

Просветительское направление

1. Консультация по теме: «Организация обучения с использованием дистанционных технологий»; 

октябрь

Зам.директора по УВР

2. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения»; 

декабрь

Медработник, кл.рук.

3. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения, слуха»; 

ноябрь

Медработник, кл.рук.

4. Консультация по теме: «Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности»;

февраль

Кл.рук.

5. Консультация по теме: « Проблема адаптации первоклассников в школе».

Сентябрь, октябрь, март

Учитель, Зам.директора по УВР, логопед

6. Консультация по вопросам изучения законов, инструктивных писем, приказов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

Август-сентябрь

Директор, Зам.директора по УВР

Профориентационное направление

1.Консультация по теме: «Готовность школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению» (для родителей учащихся 9-11 классов)

ноябрь

Кл.рук.

2.Консультация по теме: « Выраженность профессиональных интересов, наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний».

декабрь

Кл.рук.

3.Консультация по теме: «Ознакомление с путями приобретения профессии, знакомство с рынком труда» (для родителей учащихся 9-11 классов)

В течении учебного года

Сп. центра занятости, кл. руководитель.

4.Консультация по теме: «Как  и когда правильно приобщать школьника к знакомству с миром профессий и деловых людей?» (для родителей учащихся 5-9 классов)

- Мини-игра «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с привлечением детей с ОВЗ)

апрель

Кл.рук.

Здоровьесберегающее направление

1.Консультация по теме: « Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов» (с приглашением врача – педиатра).

сентябрь

Медработник, кл.рук.

2.Консультация – практикум: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»

Октябрь, февраль

Кл.руководитель, учитель физкультуры.

3.Консультация по теме: «Режим дня ребенка»

январь

Кл.рук

4.Консультация для родителей по составлению индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

-Буклет с комплексом упражнений.

декабрь

Кл.рук, учитель физкультуры, педиатр.

5. Консультация по теме: «Садимся за уроки»

-Памятка для родителей «Как правильно организовать домашнее задание»

март

Уч. предметники

Направление по проблеме развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

1.Консультация – презентация «Особенности развития памяти у детей с ОВЗ»

- Буклет «Игры для развития памяти»

- Игровой практикум «Играем – развиваем» (для родителей)

сентябрь

Психолог, учителя - предметники

2.Бинарная консультация «Специалисты о развитии памяти у детей с ОВЗ»

-Буклет «Игры для развития внимания и усидчивости»

-Игровой тренинг «Игры в кругу»

ноябрь

Психолог,дефектолог

3.Практическая консультация «Новогодние каникулы: проводим с пользой» (с участием детей)

декабрь

ЗДВР, кл.рук.

4.Консультация – тест «Правильно ли мы говорим»

- Практическое занятие «Говорящие игры»

- Памятка для родителей «Лучшие игры для развития речи»

февраль

логопед

5.Консультация – практикум «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими играми и упражнениями, посещение различных уроков по желанию родителей)

- Буклет «Игры для развития мышления»

март

Учителя-предметники, Зам.директора по УВР,

ЗДВР

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 8-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий