Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Работе с родителями детей с ОВЗ (ОВЗ - ограниченные возможности здоровья) уделяется большое внимание. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
- Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.
2. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.
3. Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и организациями образования.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.
1 этап – взаимопознание (длится в течение месяца). Это этап диагностики, в течение которого собирается информация об особенностях функционирования семьи, выявляются их запросы на формы и методы обучения и проблемы, которые испытывают дети и родители - преимущественно опросными методами (индивидуальными диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты).
2 этап – взаимопонимание (до 1 месяца).
На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываются индивидуальные программы для детей, в которых прописаны формы работы, методы, используемые технологии и т.д.
3 этап – взаимоотношения и взаимные действия – Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
4 этап – анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
На каждом этапе работе с родителями используются следующие направления в работе:
Наглядно-информационные - ознакомление родителей с организацией образования, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами (настенные информационные стенды, информационные заметки в социальных сетях, буклеты)
Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей(конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест-игры, и прочее).
Досуговые – используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений. Детям и родителям предоставляется возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.
Работа с родителями проводится в течение длительного времени, и дает следующие положительные результаты:
- родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;
- формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам организации образования.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
В условиях дистанционного обучения разработана система работы с родителями с использованием ИКТ. В эту систему входят:
- компьютерные презентации;
- обучающие видеоролики;
- развивающие игры;
- интернет-ресурсы.
В течение всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами. Психологами и учителями проводятся тематические групповые и индивидуальные консультации для родителей на темы: «Развитие памяти ребёнка с помощью дидактических игр», «Игротека в кругу семьи», «Рука развивает мозг» и т.д. Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
- развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
- в начале, середине и конце года сообщает о результатах обследования, об особенностях психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
- обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;
- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
При проведении групповых форм работ родители учатся правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома. Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним.
Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.
План работы с родителями,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями
Тема консультации и содержание |
Сроки |
Ответственный |
Просветительское направление |
||
1. Консультация по теме: «Организация обучения с использованием дистанционных технологий»; |
октябрь |
Зам.директора по УВР |
2. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения»; |
декабрь |
Медработник, кл.рук. |
3. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения, слуха»; |
ноябрь |
Медработник, кл.рук. |
4. Консультация по теме: «Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности»; |
февраль |
Кл.рук. |
5. Консультация по теме: « Проблема адаптации первоклассников в школе». |
Сентябрь, октябрь, март |
Учитель, Зам.директора по УВР, логопед |
6. Консультация по вопросам изучения законов, инструктивных писем, приказов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ |
Август-сентябрь |
Директор, Зам.директора по УВР |
Профориентационное направление |
||
1.Консультация по теме: «Готовность школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению» (для родителей учащихся 9-11 классов) |
ноябрь |
Кл.рук. |
2.Консультация по теме: « Выраженность профессиональных интересов, наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний». |
декабрь |
Кл.рук. |
3.Консультация по теме: «Ознакомление с путями приобретения профессии, знакомство с рынком труда» (для родителей учащихся 9-11 классов) |
В течении учебного года |
Сп. центра занятости, кл. руководитель. |
4.Консультация по теме: «Как и когда правильно приобщать школьника к знакомству с миром профессий и деловых людей?» (для родителей учащихся 5-9 классов) - Мини-игра «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с привлечением детей с ОВЗ) |
апрель |
Кл.рук. |
Здоровьесберегающее направление |
||
1.Консультация по теме: « Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов» (с приглашением врача – педиатра). |
сентябрь |
Медработник, кл.рук. |
2.Консультация – практикум: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома» |
Октябрь, февраль |
Кл.руководитель, учитель физкультуры. |
3.Консультация по теме: «Режим дня ребенка» |
январь |
Кл.рук |
4.Консультация для родителей по составлению индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье. -Буклет с комплексом упражнений. |
декабрь |
Кл.рук, учитель физкультуры, педиатр. |
5. Консультация по теме: «Садимся за уроки» -Памятка для родителей «Как правильно организовать домашнее задание» |
март |
Уч. предметники |
Направление по проблеме развития познавательных процессов у детей с ОВЗ |
||
1.Консультация – презентация «Особенности развития памяти у детей с ОВЗ» - Буклет «Игры для развития памяти» - Игровой практикум «Играем – развиваем» (для родителей) |
сентябрь |
Психолог, учителя - предметники |
2.Бинарная консультация «Специалисты о развитии памяти у детей с ОВЗ» -Буклет «Игры для развития внимания и усидчивости» -Игровой тренинг «Игры в кругу» |
ноябрь |
Психолог,дефектолог |
3.Практическая консультация «Новогодние каникулы: проводим с пользой» (с участием детей) |
декабрь |
ЗДВР, кл.рук. |
4.Консультация – тест «Правильно ли мы говорим» - Практическое занятие «Говорящие игры» - Памятка для родителей «Лучшие игры для развития речи» |
февраль |
логопед |
5.Консультация – практикум «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими играми и упражнениями, посещение различных уроков по желанию родителей) - Буклет «Игры для развития мышления» |
март |
Учителя-предметники, Зам.директора по УВР, ЗДВР |