Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Афганистан – наша память и боль

Афганистан – наша память и боль

ya_socials
Опубликовано:
Автор: geroist0945

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести урок мужества, урок памяти, посвященный 31-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.

 

Афган. Как слово это ухо режет

Как сердце разрывает на куски

В нем вой, и жуть, и лязг, и скрежет

Огня, металла, боли и тоски.

В нем кровь и милосердие – не во благо.

В нем разных разностей не счесть.

Но в нем еще и доблесть, и отвага

И жертвенность, и преданность, и честь.

 

Сегодня мы поговорим о героизме и подвигах, совершённых в Афганистане. о войне. о которой мало что известно. О которой почти не написано в учебниках истории.

Ведущая: 15 февраля 2020 года исполняется 31 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут вам о мужестве и силе духа человеческого.

Война продолжалась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. 
     Сейчас модно рассуждать о «ненужной войне» и «тысячах загубленных жизней». О геополитических мотивах и экономических аспектах. О том, что «воевали неправильно». И что против армии СССР в этой войне чуть ли не открыто воевало сразу несколько иностранных держав, а сами моджахеды активно вооружались извне… Все это было… и  люди - были. Те самые шестьсот тысяч парней - офицеров, генералов, рядовых - кто был в Афгане - и вернулся оттуда. И те пятнадцать тысяч, что остались там навсегда. Эти люди - воевали. Они не думали о геополитике. Они выполняли свой долг. Долг перед Родиной. Перед теми, кто вместе с ними шел в бой, охранял караваны грузовиков, мерз на блокпостах и скрипел зубами от ран.

Учитель: Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне наши солдаты и офицеры?


    
Для Советского Союза Афганистан был соседом. Граница проходила через Туркменскую ССР, Таджикскую ССР, Узбекскую ССР. Столица город Кабул. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.

В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было . Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. И вопрос рассматривался на Политбюро. Брежнев так мотивировал отказ: “ участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им”.

14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Нур Мухаммеда Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму и задушен. Во главе государства встал проамерикански настроенный Хафизула Амин.

После захвата власти Амином, а также решением НАТО разместить в Европе американские ракетные системы и намерениями использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР, в начале декабря 1979 года на совещании у Брежнева с участием Андропова, Устинова, Суслова, Громыко было решено ввести наши войска с одной лишь целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем.

25 декабря в зимний солнечный день начался ввод войск.

Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда.   Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война.

Песня 7 класс

Ведущий 1.

Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... А пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война. Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев... Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…

Вот воспоминания  тех времен

Карина

Опять тревога, и снова ночью мне снится сон,
Что те ребята, кто шел в атаку, опять со мной.
Опять я вижу, как полыхают в огне дома.
Здесь не стреляют, а там, как прежде, идет война.

В 80-ые годы эта песня звучала во многих городских дворах. Но мало, кто из подростков знал, что такое Афганистан и что там происходит. У одного из наших одноклассников во время службы в армии погиб брат. Я запомнила, что похороны прошли очень тихо, мы жили в одном доме. Бросилось в глаза то, что взрослые как-то тайно ушли на похороны. А весной следующего года, когда мы приехали на городское кладбище, с изумлением обнаружили там целый ряд новых могил. Они были по-особому украшены. Мраморные памятники с барельефами погибших, площадка, выложенная плиткой, оградка с изображением парашютистов, и надпись: «Воину-интернационалисту». Самой первой в ряду могил оказалось место захоронения Саши Дьякова – брата нашего одноклассника. Вернувшись домой, мы задали Вите вопрос: кто был твой брат? А Витя заплакал, ничего не сумев нам ответить. И только через несколько лет мы узнали, что Александр Дьяков погиб, исполняя интернациональный долг в ДРА, а все члены семьи дали расписку о неразглашении причин его гибели.

Долгое время мы не знали, что там идет война. И даже те, кто отправлялся туда, тоже об этом не догадывались. 

Саша

Очевидцы тех событий рассказывали, что привезти в Афганистан могли без всякого предупреждения. Сажали в самолеты, обнадёживая тем, что везут заграницу. Приземляясь, ребята сразу чувствовали неимоверную жару за бортом. А когда открывался люк, все понимали, что перед ними не Берлин или София, а Кабул. Конечно, мальчишки 18 лет могли в такой ситуации вести себя по-разному. Кто-то отказывался покинуть самолет. Таких выводили под дулом автомата. Но им так никто и не удосужился объяснить, почему они здесь, кого им защищать и чья это война? 

Из за молчания прессы были такие ситуации

Песня 9 класс

-Афганистан болит в душе тех, кто  шагал горными тропами Афганистана.

-Афганистан болит в  душе тех,  кто терял друзей в той  далекой стране.

-Нестерпимой болью  и горечью Афганистан болит и будет болеть в  душе тех, кто потерял в этой  войне сыновей, мужей, братьев, отцов.

 5.462.555 человек прошли через Афганистан;

13.836 человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985 человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

312 пропали без вести

22 тысячи Казахстанцев прошли через Афганистан.

761 человек погибли и похоронены на казахстанской земле.

19 человек пропали безвести.

Кустанайская область – 43 человека погибших и 2 человека пропавший безвести 

Биографии  некоторых из них сейчас нам поведают ребята

Мы будем помнить о них всегда! Они были совсем юные – эти мальчишки, ушедшие на войну. Как звездочки появились на утреннем небе и исчезли, оставив после себя яркий след. Вглядитесь в даты рождения, имена. Все они очень молоды: 19-20 лет. Они думали о светлом будущем, о создании семьи, о рождении детей …  Вглядитесь и склоните голову перед их светлой памятью.

В память о тех, кто погиб в Афганистане, выполняя   воинский, человеческий и интернациональный долг,  объявляется Минута молчания.   

Звучит метроном)

Пережив такое, многие 18-летние  парнишки  взрослели не за год и не за два. Начинали  смотреть на жизнь иначе, думать иначе, чувствовать иначе. Именно здесь они узнали  настоящее боевое братство, настоящую мужскую дружбу, потому что цена твоему поступку, твоему слову – жизнь  твоя и твоих  товарищей. Лишь  в моменты передышек и затишья успевали поспать чутким, тревожным сном. Им снился дом, ласковая мама, сестрёнки и братишки, их тихая малая родина.

А домой они старались не писать  тревожных писемь.

Фуат

“Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”

 

Там пальм упругие листы,
Как зеркала, сверкают,
И звезды с чистой высоты
По ним в траву стекают.
Там над ручьем стоит камыш
В три роста человечьих,
Летучая ночная мышь
Порхает в нем беспечно.
Там обезьяны из чащоб
Пугают визгом уток.
Там снайпера стреляют в лоб,
Что тоже кроме шуток.

 

Песня 6 класс

А сейчас ребята прочитают о буднях наших авганцев

Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета. Когда мы приехали – зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая…

В апреле первый раз поехали в рейд. Сопровождали продукты в Тиринкут. Там и узнали, что представляют собой душманы. Постоянные обстрелы на дорогах. Все время в напряжении. Однажды в садах возле реки душманы устроили засаду. Спрятались на деревьях, привязав себя к стволам. Было очень трудно определить, откуда ведется огонь. Вызвали на помощь вертолеты. Те обстреляли сады. Мы после обстрела ходили их прочесывать. Некоторые мертвые душманы упали на землю. Другие так и остались висеть на деревьях.

8: Вспоминает подполковник Фомин Николай Петрович, начальник бронетанковой службы с декабря 1979 по август 1981 года.

“… Машина остановилась прямо посредине Мирбачакота. Здесь стреляли намного чаще, чем в любых других местах. Присутствие духа никто не терял, и свой индивидуальный страх держал под контролем. Причина неисправности, прямо скажу, пустяковая, будь под рукой изолента или пластырь. Пока пробовали разные варианты, стало смеркаться. Прапорщики предложили добраться до ближайшего поста, взять БТР и на буксире перегнать нашу машину на пост. Сели они в попутную машину, не успели заехать за поворот, как послышались автоматные очереди. Стреляют в Афгане часто, но выстрелы в своих всегда определяешь каким-нибудь чутьем сразу. 

Прибежал прапорщик: “Напали душманы. … я прибежал за автоматом”. Я слышал этот разговор, но пока выбирался из тесного силового отделения, спиной почувствовал одиночество. Все убежали на помощь товарищу. Начал я искать оружие, свой автомат я умышленно не брал, чтобы не достался душманам, таким образом, я оказался безоружным. Пока искал оружие, страх забирал все новые участки сознания, тело и руки делали свое дело: задраив люки, прикрывали бойницы. Вижу, к машине крадутся душманы, их много. Мне показалось тьма-тьмущая. Когда человек в опасности, у него работает весь организм – он становится очень находчивым и изобретательным. Моей изобретательности хватало, чтобы забраться в силовое отделение машины, чего до этого никому не удавалось – очень уж там малое пространство. Лежу не дышу. Душманы полезли на машину, стали ходить на броне. А значит, чуть ли не по моей спине. Они разговаривали, ходили по машине, строили планы, а я тихо умирал, и время для меня казалось вечностью. Мне казалось, что если бы вдруг открылась броня, и душманы увидели меня, то я бы смог остановить сердце, лишь бы не даться им живьем. Лежу не дышу. Душманы ползают по моей броне, все вынюхивают, состояние для меня становится непереносимым. 

И вдруг слышу, по броне зацокали пули, душманы затихли, слышу звук подошедшего БТРа. Слышу родную речь, а поверить не могу.

Открывают они спецключом люк и удивляются: “А где же полковник? Сил хватило что-то пропищать. Они ищут по всей машине, а в силовое отделение не заглядывают. Чего туда заглядывать больше полтуловища не войдет туда. Стал я с ними разговаривать, пробуют снять крышку, а гайки не поддаются. Нашли старый ржавый ключ. А он не берет, а ведь я заворачивал руками, не ключом. Наконец сняли крышку, но меня зацепило за что-то и не пускает. В таком положении и привезли машину на буксире, меня заклиненном в силовом отделении, а прапорщика Володю, как потом я увидел, без головы на броне БТРа. 

При движении обмундирование отцепилось, и я вылез из силового отделения. Затем при экспертизе следователь измерял то меня, то пространство силового отделения, где я прятался, и выходило, что быть я там не мог, так как одно больше другого вдвое.

10: Из дневника Пахомова Юрия Викторовича

“Убили Кольку… Глупо… я не могу перенести этой тяжелой утраты. Жизнь лжива, паскудна и жестока. Где ты получишь пулю, где? Если бы знать, почему она ищет нашей смерти, почему?

Ему было 20. Что он видел? Ничего, кроме того, как убивать. Война – страшное слово. … Человек рожден не для того, чтобы умирать, а для нормальной человеческой жизни. Болит душа человеческая, душа, которая, я думаю, у любого из нас имеется”.

Мы перед Родиной чисты. Я честно выполнял свой солдатский долг. Слышал, читал: сейчас эту войну называют “грязной”. А как быть с такими чувствами, как чувство Родины, долга. Мы перед Родиной чисты.

Называют нас оккупантами. Что мы там захватили?

Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с нашими товарищами”. Что приобрели? Болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности? Мне не в чем каяться. Я помогал братскому афганскому народу. Убежден.

Я вернулся. Я рад, что мы возвратились. Возвратились не только на родную, такую теперь дорогую землю, но и к нормальным человеческим понятиям, к вновь постигнутым человеческим ценностям.

Черным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слез, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждет и надеется: а вдруг произойдет чудо и на пороге появится сын, ее кровинушка. Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.

Песня 8 класс

15 февраля 1989 года последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана, война для нас закончилась. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы через реку Амударью, разделявшую Афганистан и СССР. Бойцы до конца честно выполнили свой воинский долг. Последним перешёл через мост генерал Борис Всеволодович Громов- командующий 40-й армией (в 10 часов 30 минут)

Песня

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты