В современной образовательной системе педагоги организации образования работают по обновлённому содержанию образования. Данная система образования требует от педагогов повышения качества образования, создания условий для личностного развития каждого ребёнка. Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.
Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Я работаю учителем биологии в 7-х классах с 1 сентября, работая с классами на уроках, я столкнулась с проблемой, работа учащихся в команде, т.е. в группе. Работая в группе дети ведут себя очень шумно, не умеют слушать и говорить, высказывать свою точку мнения, дополнять ответы. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске, передо мной стоит проблема, как групповая работаповышает познавательную активностьучащихся на уроках биологии.
Работая с литературой, изучив статьи ученых П.И. Пидкасистого. В.В. Котова, проанализировав материал по данной теме, я пришла к выводу: прежде чем научить детей работать в группах, я должна их научить сначала работать индивидуально,в парах, только после в группах.
Интересным фактом для учителя, в процессе изучения влияние групповой работы на познавательный интерес являются принципы групповой работы, которые выделяет эстонский ученый Х. И. Лийметс:
- на несколько групп от 3 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени»);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
(Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М. 1975)
На своих уроках я делю класс на 4-5 групп, где каждая группа работает со своим заданием. Состав группы 5-6 человек, при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в эмоциональном, так и в социальном плане, ученики имеют возможность высказать свои идеи, защищать их, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя, имеют возможность общаться со своими сверстниками.
Самым важным для меня становится формирование таких групп, в которых каждый ученик будет чувствовать себя комфортно, у него появится желание активно работать в своей группе.
Такая организация способствует формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, соучастие, сопереживание, ответственность, самооценку и самоконтроль.
Для организации групповой работы я разработала общие алгоритмы:
1) Определение группы;
2) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
3) Инструктаж о последовательности работы;
4) Раздача дидактического материала по группам.
Для работы в группах выделяю следующие алгоритмы:
- Выбор спикера группы.
- Получить карточку с заданием от учителя
- Знакомство с материалом;
- Распределение заданий внутри группы;
- Индивидуальное выполнение задания;
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- Защита своих работ по данному заданию (презентация, постер, и др)
При подведение итогов работы, рефлексии и оцениванию работ:
1) Сообщение о результатах работы в группах;
2) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной
Для работы в группах, раздаю каждой группе теоретический материал, а также алгоритм выполнения работы.
На каждом уроке я стараюсь использовать различные формы деления на группы, такие как: «Мышление» постановка проблемного вопроса, использую карточки с картинками по данной теме (позвоночные и беспозвоночные животные), карточки по цвету, жетоны, считалка.
Разделившись на группы, ученики приступают к работе, основываясь на алгоритм:
Задания для групп подбираю как дифференцированно, так и индивидуально. Я отметила для себя, работая в группе учащиеся, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса. Наблюдая за детьми, вижу, как ученики обсуждают задания, как внимательно слушают, когда говорит кто-то из них, если не согласны, то спорят, доказывают своё мнение.Ученики группы стремятся включить в работу всех, реально оценить вклад каждого в общую оценку группы. Ребята с удовольствием работают в группе: читают текст, делают рисунки, записывают термины с учебника, составляют схемы, кластеры и т. д .
При групповой форме обучения меняется роль учителя. Я выступаю в качестве организатора познавательной деятельности учеников, контролирую ход работы в группах, слежу за соблюдением правил сотрудничества, отвечаю на вопросы, осуществляю корректировку работы группы.
Исходя из собственных наблюдений, могу сказать, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность, интерес к выполнению данного задания, они раскрываются. Учащиеся со среднем уровнем мотивации, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли.
Такая работа по изучению новой темы предполагает более глубокое погружение в информационное поле, способствует выработке правил накопления и аргументирования доказательной базы (цель).
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи того, что они узнали на уроке, выполняя задания.
Оценивая друг друга, дети подвергаются критическому взгляду не только работы других, но и проявляют своё понимание этой работ.
Применяя групповую работу на своих уроках биологии, я пришла к убеждению, что критическое мышление не только формирует прочные глубокие значения, но и выполняет более обширную функцию – формирует устойчивую личность с собственным взглядом и отношением к жизни, личность со своей жизненной позицией. Хотелось бы отметить следующее, что повышается познавательная и учебная мотивация учащихся, снижается уровень страха, тревожности оказаться неуспешным. Происходит взаимообучение, т.к. каждый ученик вносит свой вклад в общую работу группы. Работа в группе способствует развитию взаимоуважения, улучшению психологического климата в классе.
Таким образом, работа в группах, помогает самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.