Тема. Краткие сведения о датском писателе – сказочнике Хансе Кристиане Андерсене, его детстве и творчестве. «Снежная королева». Композиция сказки, главные герои.
Цель: познакомить со страной , в которой жил Андерсен; показать мир, в котором вырос будущий писатель; представить страну сказок Андерсена ученикам; познакомить с композицией сказки « Снежная королева», главными героями.
Оборудование: учебник « Литература», портрет Андерсена работы художника К. Йенсена, иллюстрации к сказке художников В.Педерсена, Э. Дюлака, В. Ерко, А. Баррет, А. Лебедева, карта Европы.
Тип урока: урок-портрет.
Словарь: Дания, Европа, город Копенгаген, Оле- Лукойе (в переводе означает: «Оле. Закрой Глазки!»), тролли, литературные герои, Кай, Герда.
Эпиграф:
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке там песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Х.К.Андерсен.
Ход урока
I. Актуализация знаний:
1. Слово учителя:
Ребята, сегодня мы начинаем изучать творчество великого писателя- сказочника Ханса Кристиана Андерсена
- Что вы читали о нем? (данные вопросы можно дать опережающим домашним заданием)
- Какие произведения сказочника читали?
- Что вам из прочитанного понравилось больше всего?
2. Словарная работа.
- На доске записаны слова, которые нам сегодня пригодятся на уроке.( Далее работа со словарем .Это было тоже опережающее домашнее задание. Выяснить значение каждого слова, используя текст сказки).
II. Работа над темой урока:
(обращение к портрету писателя, датам жизни, рассказ учителя по плану )
План.
1.Известные сказки Андерсена.
2. Годы учебы.
3. Путешествие по Европе( показать на карте).
4. Встреча с известными писателями (на доске написать фамилии: В.Гюго, А. Дюма, Бальзак, Гейне, Диккенс, портреты можно показать все сразу на мультимедийном экране)
5. Музыка в жизни писателя ( на доске написать фамилии и продемонстрировать портреты Вагнера, Шумана, Мендельсона, Листа, Россини)
6. 1835 год- первый сборник « Сказки, рассказанные детям»
7. Волшебное и реальное в сказках Андерсена.
8. Тема любви - центральная в его творчестве.
9. Житейская мудрость его сказок.
10. Памятники писателю и его героям (учебник стр.90- скульпторы Собю,1880год и Эриксен,1913год).
11. 1894 год- первое собрание сочинений на русском языке.
III. Работа над текстом сказки
1. Слово учителя:
Мы открываем учебник и начинаем знакомиться с удивительной сказкой Андерсена « Снежная королева».
- Из скольких глав состоит сказка?
- Почему каждая глава – это отдельная сказка?
- Что объединяет все семь сказок?
- Эта сказка – путешествие и необыкновенные приключения главных героев. Давайте вместе с ними совершим это путешествие.( Далее чтение сказки, у ребят должно быть целостное впечатление от текста).
IV. Рефлексия
- Сегодня для меня стало открытием то, что…
- Из всех героев сказки мне больше всего понравился…
- Секрет победы Герды в том, что…
V. Домашнее задание
1. Дочитать сказку (выбрать понравившийся отрывок и выразительно его прочитать).
2. Составить рассказ о писателе.