План урока «Самопознание»
Тема: «Смелость и решительность» Класс: 4 Дата: 24.01.19 Урок № 19
Школа: Бортинская СШ Учитель: Вунш НМ
Ценность: Истина Качества: смелость, ответственность, взаимопонимание.
Цель: расширение понятия «смелость и решительность» через общечеловеческую ценность Истина
Задачи:
- показать учащимся значение смелости
развивать у учащихся чувство ответственности
воспитывать у учащихся взаимопонимание
Ресурсы
Ход урока
1. Организационный момент. 5Д
Давайте вспомним 5Д:
дружба, доверие, долг, дисциплина, доброта
2. Позитивный настрой.
Концентрация на Свет.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Музыка
01La_Belle_Mixtape-Summer_Memories_O_Henri_Pfr
на доске
слайд 1
3. Проверка домашнего задания урока №18
Если жизнь проходит без следа,
В трусости, в неволе, что за честь?
Лишь в решительности жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть! (М.Джалиля)
- Каждому из нас известно такое чувство, как страх. Бывает страх перед темнотой, страх получит плохую отметку, страх за близкого человека. Как вы думаете, может ли человек победить свои страхи?
*Какого человека можно назвать смелым? (запись в тетрадях с.56 зад.1)
*Какого человека можно назвать решительным? (запись в тетрадях с.56 зад.2)
/Смелый человек- это человек, не знающий страха, отважный.
/Решительный человек- это человек, твердый в поступках и намерениях.
Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».
Как называли в классе Васю?
Почему его называли «тюфяк»?
Кого он увидел на берегу реки?
Как поступил Вася? Димка?
Как вы думаете, почему Вася не побоялся, а пошел спасать мальчика по непрочному льду?
Значит какой он? (смелый и решительный)
Что живет в его сердце?
А смогли бы вы поступить также?
Слайд 2-5
Тетрадь стр.56 задание 1,2
слайд 6
4.Позитивное высказывание
Истина сама себя защищает.
Цицерон
Как вы понимаете это высказывание?
Записывают в тетрадь
2 раза повторяют девочки, 2 раза мальчики, 1 раз вместе.
5. Подарок учителя (беседа)
По Н. Артюховой
Трусиха
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, гусениц. Её так и звали – трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший брат Андрюша варили обед для кукол. Валю не принимали играть в мальчишечьи игры – ведь она была трусихой, а Андрюша для этого не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Вдруг со стороны сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!
Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, побежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный, злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!
– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
Нет, – отвечала она, – он не укусил… Просто я очень испугалась.
Как звали девочку?
Как ее называли ребята во дворе?
Почему?
Почему мальчики не принимали Валю играть в мальчишачьи игры?
Что услышали ребята, когда играли?
Что сделали ребята?
Как поступила Валя?
Собака укусила девочку?
Что можно сказать о Вале?
Как вы думаете, почему она решилась на такой поступок?
Какое у нее сердечко?
Что живет у нее в сердце?
Как вы думаете, человек рождается смелым и решительным, или таким становится? Почему?
– Смелый и решительный человек не боится отстаивать правду, защитить слабого, спешит на помощь людям.
Сопровождение презентацией по рассказу «Трусиха»
слайд 8-18
6.Физминутка
«Финская»
https://www.youtube.com/watch?v=_xpPewh9FAk
7. Творческая деятельность. Групповая работа.
Игра «Смелость и решительность»
Учитель предлагает учащимся подумать, и ответить хлопком, в каких ситуациях проявляются смелость и решительность.
Получил плохую отметку и скрыл от родителей (-)
Помог старушке перейти дорогу (-)
Спас тонущего человека (+)
Защитил от нападок сверстников плачущего малыша(+)
Помог соседке донести тяжелую сумку (-)
Отказался от предложения объявить бойкот однокласснице (+)
Совершил первый прыжок с парашютом (+)
1 группа
добросовестность, необязательность, дисциплинированность, трусость, чуткость, доброта, ответственность, самостоятельность, обман, патриотизм, забывчивость, отзывчивость
2 группа
добросовестность, необязательность, дисциплинированность, трусость, чуткость, доброта, ответственность, самостоятельность, обман, патриотизм, забывчивость, отзывчивость
По доске на лепестках ромашки качества, надпись на сердцевине «Смелость и решительность». Выбрать правильные и восстановить цветок
Тетрадь
8. Групповое пение.
1. Каждый человек и человечек
Очень важен, нужен на Земле
– Каждый человек и человечек
Ценности хранит в самом себе.
Ценности взаймы ты не попросишь,
Потому что Ценности – внутри,
В нашем сердце Ценности как пламя,
Оттого тепло у нас в груди…
Припев: Пять Ценностей, пять Ценностей
Что пальцев на руке,
Пять Ценностей, пять Ценностей
Нужны всегда, везде!
«Пятерку» ставит жизнь тому,
Кто Ценности хранит,
Всех любит, помогает всем,
Нисколько не вредит!
2.
Каждый человек и человечек
Очень важен, нужен на Земле
– Каждый человек и человечек
Ценности хранит в самом себе. Ценности взаймы ты не попросишь,
Потому что Ценности – внутри,
В нашем сердце Ценности как пламя,
Оттого тепло у нас в груди…
На столах у каждого слова песни.
9. Домашнее задание урока №19
- Написать историю о том, как вам однажды помогли смелость и решительность. Задание 3 в тетради.
Запись в дневниках
10. Заключительная минута урока.
И закончить урок хочется словами Шакарима
-Честный труд;
-Совестливый разум;
-Искреннее сердце.
Вот три истины, которые должны господствовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
Музыка
01La_Belle_Mixtape-Summer_Memories_O_Henri_Pfr
Публикации
Наши олимпиады