Обучение в школе связано с напряжённой и сложной умственной работой, в процессе выполнения которой появляется утомляемость, снижающая качество усвоения изучаемого материала. Во время отдыха работоспособность восстанавливается, после чего, она оказывается более высокой. Если ученик отдохнул недостаточно и начал работать, когда утомление ещё не прошло, у него может развиться переутомление. Чаще всего переутомление бывает следствием неправильной организации труда, выполнения работ, связанных с чрезмерным нервно – психическим и физическим напряжением детей. Большое значение имеет несоблюдение основных правил гигиены труда.
Утомление – состояние сниженной работоспособности. Оно является следствием естественного истощения сил в результате интенсивной и продолжительной работы и сигнализирует о необходимости прервать выполнение деятельности для отдыха (Аракелов Г.Г., 1990).
По виду нагрузок выделяют физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и некоторые другие виды утомления. Общими для разных видов утомления являются характерные симптомы физиологического дискомфорта, появление отрицательных эмоций (раздражительности, апатичности, агрессивности). Ухудшается внимание, снижается качество и скорость выполнения заданий, увеличивается число допускаемых ошибок.
Для избежания подобных негативных проявлений необходимо грамотно организовывать двигательный режим детей в школах. С целью поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего учебного дня в его режим включаются физкультурно – оздоровительные мероприятия. К ним относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминуты и физкультпаузы; микросеансы отдельных упражнений. Эти мероприятия являются малыми формами физического воспитания .
Построение малых форм занятий зависит от возрастных особенностей занимающихся, от характера текущей деятельности, в режиме которой выполняется комплекс упражнений, характера влияния учебного труда и рабочей позы школьников на функциональное состояние организма.
Каждый урок может включать в себя оздоровительный компонент, который может проявляться, в частности в проведении физкультминуток. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3 – 5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2 - 3 мин.) или урока труда (5 – 7 мин.).
Физкультминутки проводят обычно через 20 –30 минут после начала урока, при появлении первых признаков утомления: невнимательности, растормаживании двигательной сферы, нарушении правильной рабочей позы. При необходимости можно провести несколько физкультминуток.
В состав упражнений для физкультминуток в обязательном порядке должны входить упражнения на формирование осанки, выработку навыка рационального дыхания, укрепления зрительного аппарата. Упражнения должны дать нагрузку тем мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а так же способствовать расслаблению мышц, выполнявших значительную статико-динамическую нагрузку.
Очень важно, чтобы физкультминутки проводились в чистом, хорошо проветриваемом помещении, что само по себе важно, т.к. работоспособность учащихся в этом случае оказывается в 1,5 – 2 раза выше, чем у тех, кто работает в не проветренном помещении.
Чтобы учащиеся не теряли интерес к выполняемым упражнениям, их следует разнообразить, используя различные варианты, музыкальное сопровождение, стихи, речитативы, принцип соревнования и переходящий приз, которым будет награждаться лучший ряд.
Использование малых форм физического воспитания, в частности физкультминуток, в учебном процессе позволяет сохранить высокий уровень работоспособности в течение урока и недели, предотвращает развитие утомления.
Физкультминутки в двигательном режиме
Полная версия материала