Развитие быстроты в младшем возрасте в легкой атлетике и спортивных играх для повышения качества по предмету «Физическая культура» в рамках программы обновления содержания образования
В физической культуре качественным достижением является уровень функциональных возможностей организма. Учеными доказано, что организм, который больше находится в движении, обладает более высокими функциональными возможностями. Поэтому в программе обновленного содержания образования предмету «Физическая культура» отводится значительная роль. В младшем школьном возрасте место нужно широко применять средства физического воспитания, поскольку физическое развитие детского организма и повышение уровня его функциональных возможностей напрямую влияет на повышения его резистентности по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, увеличение защитных и адаптивных способностей организма [1, С. 144].
Двигательная деятельность ребенка является главным фактором физического развития. Одним из важных показателей здоровья является гармоничное развитие организма. Поскольку организм ребенка – организм растущей, потребность в движении его необходимость, Удовлетворение потребности в движении растущего организма является главным условием его развития.
Отсюда становится ясным, что развитие двигательных способностей учащихся начальных классов, как обеспечение основного условия их жизнедеятельности - основное требование в рамках предмета физической культуры, т.к. развитие двигательных качеств напрямую связано с уровнем здоровья учащихся[2].
На сегодняшний день образовательная политика государства утверждает здоровье учащегося, его развитие и сохранение как приоритетную цель образовательного учреждения. Реализация данного принципа отразилась в увеличении часов физической культуры в сетке часов. В программе по физической культуре определены основные направления развития двигательных способностей у детей: развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту для достижения цели гармоничного развития школьника [3]. Большая часть учебного времени отводится практическому освоению двигательных действий. В учебной программе по физической культуре каждый третий час направлен на увеличение двигательной активности обучающихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.
Кроме того, в обновленном содержании образования уделено внимание развитию всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе [3].
Итак, мы выявили роль развития двигательных навыков у детей младшего школьного возраста, поскольку этот возраст является сенситивным для создания базы умений и навыков двигательной деятельности, которые впоследствии служат основой в формировании активности взрослого [4,5].
Для развития быстроты сенситивным является младший школьный возраст, наиболее чувствительным исследователями указывается девяти- десятилетний возраст [5, 6]. выводы которых мы использовали для организации управления процессом развития этого качества у младших школьников.
Для развития быстроты у младших школьников определены оптимальные нагрузки в виде интервальных серий с чередованием высокоинтенсивной нагрузки (7 секунд) и отдыха (2 минуты), по - 3-4 повтора в серии, с общим количеством три-четыре серии. Интервал отдыха между сериями определен длительностью в три минуты [7].
Методические рекомендации исследователей рекомендуют чередовать занятия по развитию быстроты, проводить их через день. необходимо проводить через день (по 3 занятия в неделю) [8].
Мы составили специализированную учебно-тренировочную программу на развитие быстроты на занятиях физической культурой у младших школьников из 8 занятий.
Среди упражнений, применяемых в части высокоинтенсивной нагрузки мы использовали
1. Челночный бег по 5 м. На расстоянии 5 метров с помощью скотча яркого цвета фиксировали две полоски. По команде дети выполняли челночный бег по 5-метровым отрезкам с обязательным пересечением линии двумя ногами. Ставилась задача пробежать как можно больше отрезков.
2. Хлопки в ладоши. Между двумя стойками натягивалась веревка. Подгруппа строилась по росту и вытягивала прямые руки вперед на уровне груди таким образом, чтобы кисти рук оказались над веревкой. По сигналу дети осуществляли хлопки в ладоши прямыми руками поочередно над и под веревкой. Ставилась задача выполнить как можно больше хлопков.
3. Бег на месте. Между двумя стойками натягивалась резинка. Подгруппа строилась по росту. Дети сгибали правую ногу в коленном суставе до угла 90° так, чтобы бедро касалось резинки. По сигналу дети выполняли бег на месте с обязательным поочередным касанием бедром правой и левой ноги резинки. Ставилась задача совершить как можно больше касаний.
Мы опирались на исследования ученых, исследовавших эффективность интервальной тренировки быстроты у младших школьников [9].
Анализ полученных данных показал улучшение показателей быстроты за 2017-18 учебный год в тесте «Бег на месте» у мальчиков на 20%, у девочек на 15%. В тесте «Челночный бег 10*5 м» результаты тоже показали динамику, однако они не находятся в пределах достоверности.
Тем не менее, полученные результаты, проведена работа, а также анализ теоретической литературы позволяет утверждать, что возможно развитие двигательных действий, в частности, быстроты. Главным результатом стало то, что в результате занятий физической культурой произошли положительные изменения, которые привели к активизации общего обмена веществ, повысить не только физическую подготовленность занимающихся, но и улучшить функциональное состояние школьников младших классов.
Литература:
1. Найданов Б.Н. Повышение качества физического воспитания школьников [Текст] / Б.Н. Найданов, В.М. Цинкер // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, № 13, 2014. - – С. 144 – 149.
2. Железняк Ю.Д., Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" [Текст] / Ю.Д. Железняк. В.М.Минбулатов. – М.: Академия. – 2004. –272 с..
3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году :Инструктивно-методическое письмо [Текст]. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018. – 383 с.
4. Воробьева Н.А. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2004. - 24 с.
5. Кузнецов В.И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья: учеб.-метод. пособие. -Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 66 с.
6. Апокин В.В. Стимулируемое развитие быстроты у детей 9-10 лет с использованием специализированного учебного тренировочного модуля: автореф. канд. пед. наук. - Тула, 2004. - 23 с.
7. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М.: АСТ, 2006. - 112 с.
8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.
9. Сергеев А.И. Методические приемы совершенствования основных компонентов быстроты у бегунов на короткие дистанции 13-15 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Смоленск, 1999. 26 с.