Тема: "Развитие речи младших школьников посредством индивидуальных и групповых занятий"
Речь — это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Н. И. Жинкин
Актуальность темы обусловлена тем, что низкий уровень развития речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др. Грамматически правильная и совершенная речь обеспечивает школьнику возможность наиболее точно оформлять свои мысли, логически последовательно излагать их. Школьник, не владеющий грамматически правильной речью, мыслит путанно, непоследовательно и непонятно.
Особая роль в речевой деятельности принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребенка. Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе.
В обучении учеников возникла необходимость в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода в развитии речи у младших школьников, т . к. речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетания коллективной и самостоятельной работы внутри самой группы. Задания для учеников подготовлены по способу усвоения и переработке информации, а также на основании индивидуальных особенностей, интересов, уровня подготовки (по русскому языку) и мотивации учебно – познавательной деятельности.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к обобщению и анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного напряженного труда. Такие ученики самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учениками предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к обобщению. При работе с данной группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
Ученики с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удержать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Это позволяет адаптировать занятия к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на зону ближайшего развития каждого школьника, что, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
Речевое развитие определяет результативность других школьных дисциплин и повышение орфографической грамотности, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого общения, культурой речевого развития.
Центральным понятием является «текст», так как конечная цель в развитии речи в школе – научить детей связано выражать свои мысли в устной и письменной речи. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить прочитанный текст. Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, многообразного мышления. От текста к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ученика, выработку какого-либо суждения, обобщения.
Это достигается благодаря заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на индивидуальных и групповых занятиях.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяет педагогу в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствуют разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги, и т.п. Такие виды работ помогают учителю осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствуют формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств, обеспечивающих совершенствование читательских умений. Такие задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.
Результатом будет являться задания, которые составлены с учетом возможностей каждого ученика. Благодаря этим заданиям каждый ученик будет уверен в своих знаниях. Ученики со слабой подготовкой и навыками будут стремится, выполнять задания с более усложненными заданиями.