Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
совместная работа с детьми, индивидуальная работа, свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
План работы на 20120-2021 учебный год
Работа с детьми
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Ноябрь |
Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» |
Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» |
Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. |
|
Д/и «Чудесный мешочек» |
Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения |
|
«Замок», «Капуста» |
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики |
|
Декабрь |
Д/и «Сухой бассейн»» |
Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». |
Д/и «Прищепки» |
Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. |
|
Д/и «Рисуем на крупе» |
Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|
Настольная игра «Мозаика» |
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. |
|
Январь |
Игра «Веселые упражнения с карандашом» |
Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Д/и. «Шнуровка», «Бусы» |
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. |
|
Игра «Лепим снежки» |
Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. |
|
Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. |
|
Февраль |
Д/и «Массажный мячик» |
Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Д/и «С крышками» |
Создание пособия для игры с крышками от бутылок. Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. |
|
Самомассаж «Добываем огонь» |
Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. |
|
Д/и «Уложим куклу спать» |
Упражнять в закреплении навыков раздевания. |
|
Март |
Упражнение «Фонарики» |
Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» |
Формировать умения поочередно разгибать пальчики. |
|
Создание разнообразного «Пальчикового театра» деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра |
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра |
|
Самомассаж «Стряпаем» |
Развивать умения имитировать скатывание колобков. |
|
Апрель |
Перекладывание из одной емкости в другую |
Формировать умения действовать по указанию педагогабрать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. |
«Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» |
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста |
|
Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. |
|
Упражнение «Обведи шаблон» |
Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. |
|
Май |
Игра «Собери бусы» |
Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам». |
Развивать умения правильно держать карандаш |
|
Игры из нетрадиционных материалов |
Развивать мелкую моторику рук |
|
Складывание в бутылочку |
Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |