Муратова Ирада Ибрагим кзы
(преподаватель, НАО Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева)
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема активации речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и ее актуальность на сегодняшний день. Большое внимание уделяется инклюзивному образованию в Республике Казахстан на базе законов РК. Статья раскрывает сущность общего недоразвития речи, вкратце характеризуя каждый из уровней данного нарушения речевой деятельность. Также рассматривает разные аспекты речевой деятельности и ее связь с психической, личностной, социальной и интеллектуальной сферой. Кроме этого в статье поднимаются вопросы организации и эффективного применения специальных методик и техник, направленных на активацию речевого общения в инклюзивной среде.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, речь, речевое общение, общее недоразвитие речи.
На данный момент одной из острых проблем современного общества в сфере образования является правильная организация учебно-воспитательной и коррекционной работы детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Именно поэтому на базе законодательства Республики Казахстан сейчас мы можем с уверенностью говорить о расцвете инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Инклюзией зовется процесс внедрения, включения во что-либо и составление единого целого. В данном контексте она подразумевает собой включение детей с нарушениями в развитии в социум через образовательные учреждения, предоставление возможности получать знания и обучаться с норматипичными сверстниками.
В соответствие с нормативно-правовой базой Республики Казахстан в виде закона «Об образовании» дети с особыми образовательными потребностями (ООП) имеют право на предоставление им образования и могут обучаться в условиях инклюзивной среды. В следствие этого за последние годы специалистами в данной области (дефектологи, педагоги, психологи) разработан ряд рекомендаций, методик, планов для работ по воспитанию и обучению «особых» детей [1].
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что наше государство заинтересовано в организации образовательного процесса детям с нарушениями в развитии. В связи с предъявляемыми требованиями к организации инклюзивного образования, одной из главных задач специалистов выступает социализация ребенка с ООП, дальнейшее его воспитание и обучение, самореализация, а также подготовка к профессионально-трудовой деятельности в рамках инклюзии. Это доказывает актуальность данной темы в настоящее время.
Хотелось бы рассмотреть данную проблему в более узком аспекте. Рассмотрим детей с общим недоразвитием речи. В литературе, а именно в работе Филичевой Т.Б., общее недоразвитие речи (ОНР) трактуется как речевое расстройство, при котором у детей с сохранным слухом и интеллектом отмечается нарушение всех сторон речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) [2].
Выделяются несколько уровней данного нарушения на основе критериев недоразвития речи и характеристики детей. Общее недоразвитие речи первого уровня выражается почти в полном отсутствии средств общения. Второму уровню характерно использование фразовой речи и ответы на задаваемые вопросы. Третий уровень общего недоразвития речи проявляется в значительном отставании развития связной речи у детей с особыми образовательными потребностями. Также некоторые источники выделяют четвертый уровень дефекта, описывается он как незначительная, легкая патология речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) чаще всего наблюдается диссоциация психического и речевого развития.
Интеллектуальная деятельность «таких» детей нуждается в целенаправленной стимуляции и побуждении к действию. С речью сложнее, учитывая уровень ОНР, дети могут говорить не соблюдая грамматического стоя речи, искажая звуки из-за недоразвития фонетико-фонематического восприятия. Также речь может быть фразовой, не соответствующей возрасту, невнятной, а некоторые из них и вовсе ограничивают себя только невербальной речью (жестикуляцией, мимикой и т.д.).
Речь - это высшая психическая функция, которая помогает человеку выражать эмоции, внутреннее состояние, передавать информацию, налаживать коммуникацию и многое другое. Как средство общения она формируется в процессе коммуникации еще в дошкольный период. Одной из основных задач дошкольных учреждений является развитие речевой деятельности посредством общения со сверстниками и взрослыми.
Предпосылкой развития речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи является создание эмоционально благоприятных условий, способствующие возникновению интереса к активному участию в речевом общении, то есть ее активации [3].
Речевое общение - это живой процесс, обусловленный мотивацией взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной цели. В данном случае, обмена информации и социализации ребенка с общим недоразвитием речи через общение.
Неполноценная речевая деятельность оставляет неблагоприятные последствия на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сфере. Также отмечается слабая концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, это сказывается на мыслительной деятельности ребенка с общим недоразвитием речи. Они не запоминают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, потому что часто не воспринимают диалоговую речь, подкрепленную учебным материалом. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, нарушениями их мотивационной сферы [4].
Кроме этого, хотелось бы отметить, что первичная патология речи замедляет формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако, по мере формирования словесной речи и устранения речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
Как упоминалось ранее, детям с общим недоразвитием речи довольно непросто дается налаживание общения с потенциальными собеседниками. Дети с нарушением речи часто замкнуты, стеснительны и не предпочитают заводить диалог с другими людьми. Причиной такого поведения является непосредственно дефект речи, проявляющийся на разном уровне. Уровень общего недоразвития речи определяет поведение ребенка при общении с собеседником. Это могут быть лепетные слова, мимика и жесты, с помощью которых ребенок хочет передать свои эмоции, мысли, поделиться информацией, что характерно для первого уровня данного нарушения. А для детей с третьим уровнем общего недоразвития речи, характерно задержка формирования связной речи [5].
Итак, для активации речевого общения на каждом уровне данного речевого нарушения стоит учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его психологическое, физическое, интеллектуальное состояние. Существуют несколько методик направленных на помощь детям в активации их речевой деятельности. Некоторые из них применяются в работе специалистами, но по сей день не каждая программа, технология и методика подойдет для коррекции данной сферы ребенка. Так как речь идет о детях дошкольного возраста, методики должны быть построены в виде игровой деятельности. Сюда можно отнести различные ролевые игры, в которых от ребенка будет требоваться непосредственно общение с другими действующими лицами[6].
Кроме этого, важно понимать, что при активации речевого общения не стоит упускать из внимания то, что для эффективной и качественной работы специалиста, нужно применять комплексный подход. По мнению Гуженковой, организация комплексного подхода осуществляется благодаря системности и последовательности программы, направленной на активацию речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи [7] .
Исходя из всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что важным компонентом в работе специалиста при активации речевого общения в инклюзивной среде являются подбор нужных методик, техник и коррекционных программ для детей с общим недоразвитием речи, а также условия их организации и реализации. Не все подобранные методики и упражнения активации речевого общения могут быть эффективными и качественными, поэтому не стоит использовать структуру программы по данной проблеме. Важно подбирать то, что действительно сможет привести к успешному результату с помощью проб и экспериментов. Главное помнить и понимать, что для отслеживания динамики и достижения благоприятного результата нужно проводить комплексную работу, придерживаться системы и последовательности. Шаг за шагом выстраивать цепочку действий по составленному ранее плану. По моему мнению, при соблюдении этой системы в работе, направленной на активацию речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи в инклюзивной среде, будет выстраиваться благоприятный прогноз для дальнейшего развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 27.07.2007 № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016г.)
2 Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) - М.: Просвещение,1989. - 223 с.
3 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
4 Гуженкова Н.В. К вопросу оптимизации работы по развитию коммуникативного поведения детей с нарушением речи и зрения // Образование и общество. - 2016. - № 3. - С. 65–67.
5 Никитенко А.В., Фролова Е.А. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей // Меркурий. – 2015. - № 3. - С. 218-222.
6 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2015. - 288 с.
7 Гуженкова Н.В., Михайленко М.В. Активация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый, - 2017. - №16. - С. 452-454.
АКТИВАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ
Полная версия материала