Публикации

RCDO.KZ » Публикации » АКТИВАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

АКТИВАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Irada0730

Муратова Ирада Ибрагим кзы
(преподаватель, НАО Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева)


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема активации речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и ее актуальность на сегодняшний день. Большое внимание уделяется инклюзивному образованию в Республике Казахстан на базе законов РК. Статья раскрывает сущность общего недоразвития речи, вкратце характеризуя каждый из уровней данного нарушения речевой деятельность. Также рассматривает разные аспекты речевой деятельности и ее связь с психической, личностной, социальной и интеллектуальной сферой. Кроме этого в статье поднимаются вопросы организации и эффективного применения специальных методик и техник, направленных на активацию речевого общения в инклюзивной среде.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, речь, речевое общение, общее недоразвитие речи.

На данный момент одной из острых проблем современного общества в сфере образования является правильная организация учебно-воспитательной и коррекционной работы детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Именно поэтому на базе законодательства Республики Казахстан сейчас мы можем с уверенностью говорить о расцвете инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Инклюзией зовется процесс внедрения, включения во что-либо и составление единого целого. В данном контексте она подразумевает собой включение детей с нарушениями в развитии в социум через образовательные учреждения, предоставление возможности получать знания и обучаться с норматипичными сверстниками.
В соответствие с нормативно-правовой базой Республики Казахстан в виде закона «Об образовании» дети с особыми образовательными потребностями (ООП) имеют право на предоставление им образования и могут обучаться в условиях инклюзивной среды. В следствие этого за последние годы специалистами в данной области (дефектологи, педагоги, психологи) разработан ряд рекомендаций, методик, планов для работ по воспитанию и обучению «особых» детей [1].
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что наше государство заинтересовано в организации образовательного процесса детям с нарушениями в развитии. В связи с предъявляемыми требованиями к организации инклюзивного образования, одной из главных задач специалистов выступает социализация ребенка с ООП, дальнейшее его воспитание и обучение, самореализация, а также подготовка к профессионально-трудовой деятельности в рамках инклюзии. Это доказывает актуальность данной темы в настоящее время.
Хотелось бы рассмотреть данную проблему в более узком аспекте. Рассмотрим детей с общим недоразвитием речи. В литературе, а именно в работе Филичевой  Т.Б., общее недоразвитие речи (ОНР) трактуется как речевое расстройство, при котором у детей с сохранным слухом и интеллектом отмечается нарушение всех сторон речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) [2].
Выделяются несколько уровней данного нарушения на основе критериев недоразвития речи и характеристики детей. Общее недоразвитие речи первого уровня выражается почти в полном отсутствии средств общения. Второму уровню характерно использование фразовой речи и ответы на задаваемые вопросы. Третий уровень общего недоразвития речи проявляется в значительном отставании развития связной речи у детей с особыми образовательными потребностями. Также некоторые источники выделяют четвертый уровень дефекта, описывается он как незначительная, легкая патология речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) чаще всего наблюдается диссоциация психического и речевого развития.
Интеллектуальная деятельность «таких» детей нуждается в целенаправленной стимуляции и побуждении к действию. С речью сложнее, учитывая уровень ОНР, дети могут говорить не соблюдая грамматического стоя речи, искажая звуки из-за недоразвития фонетико-фонематического восприятия. Также речь может быть фразовой, не соответствующей возрасту, невнятной, а некоторые из них и вовсе ограничивают себя только невербальной речью (жестикуляцией, мимикой и т.д.).
Речь - это высшая психическая функция, которая помогает человеку выражать эмоции, внутреннее состояние, передавать информацию, налаживать коммуникацию и многое другое. Как средство общения она формируется в процессе коммуникации еще в дошкольный период. Одной из основных задач дошкольных учреждений является развитие речевой деятельности посредством общения со сверстниками и взрослыми.
Предпосылкой развития речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи является создание эмоционально благоприятных условий, способствующие возникновению интереса к активному участию в речевом общении, то есть ее активации [3].
Речевое общение - это живой процесс, обусловленный мотивацией взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной цели. В данном случае, обмена информации и социализации ребенка с общим недоразвитием речи через общение.
Неполноценная речевая деятельность оставляет неблагоприятные последствия на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сфере. Также отмечается слабая концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, это сказывается на мыслительной деятельности ребенка с общим недоразвитием речи. Они не запоминают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, потому что часто не воспринимают диалоговую речь, подкрепленную учебным материалом. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, нарушениями их мотивационной сферы [4].
Кроме этого, хотелось бы отметить, что первичная патология речи замедляет формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако, по мере формирования словесной речи и устранения  речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
Как упоминалось ранее, детям с общим недоразвитием речи довольно непросто дается налаживание общения с потенциальными собеседниками. Дети с нарушением речи часто замкнуты, стеснительны и не предпочитают заводить диалог с другими людьми. Причиной такого поведения является непосредственно дефект речи, проявляющийся на разном уровне. Уровень общего недоразвития речи определяет поведение ребенка при общении с собеседником. Это могут быть лепетные слова,  мимика и жесты, с помощью которых ребенок хочет передать свои эмоции, мысли, поделиться информацией, что характерно для первого уровня данного нарушения. А для детей с третьим уровнем общего недоразвития речи, характерно задержка формирования связной речи [5].
Итак, для активации речевого общения на каждом уровне данного речевого нарушения стоит учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его психологическое, физическое, интеллектуальное состояние. Существуют несколько методик направленных на помощь детям в активации их речевой деятельности. Некоторые из них применяются в работе специалистами, но по сей день не каждая программа, технология и методика подойдет для коррекции данной сферы ребенка. Так как речь идет о детях дошкольного возраста, методики должны быть построены в виде игровой деятельности. Сюда можно отнести различные ролевые игры, в которых от ребенка будет требоваться непосредственно общение с другими действующими лицами[6].  
Кроме этого, важно понимать, что при активации речевого общения не стоит упускать из внимания то, что для эффективной и качественной работы специалиста, нужно применять комплексный подход. По мнению Гуженковой, организация комплексного подхода осуществляется благодаря системности и последовательности программы, направленной на активацию речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи [7] .
Исходя из всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что важным компонентом в работе специалиста при активации речевого общения в инклюзивной среде являются подбор нужных методик, техник и коррекционных программ для детей с общим недоразвитием речи, а также условия их организации и реализации. Не все подобранные методики и упражнения активации речевого общения могут быть эффективными и качественными, поэтому не стоит использовать структуру программы по данной проблеме. Важно подбирать то, что действительно сможет привести к успешному результату с помощью проб и экспериментов. Главное помнить и понимать, что для отслеживания динамики и достижения  благоприятного результата нужно проводить комплексную работу, придерживаться системы и последовательности. Шаг за шагом выстраивать цепочку действий по составленному ранее плану. По моему мнению, при соблюдении этой системы в работе, направленной на активацию речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи в инклюзивной среде, будет выстраиваться  благоприятный прогноз для дальнейшего развития ребенка.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 27.07.2007 № 319-III  «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016г.)
2 Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) - М.: Просвещение,1989. - 223 с.
3 Арушанова А.Г.  Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
4 Гуженкова Н.В. К вопросу оптимизации работы по развитию коммуникативного поведения детей с нарушением речи и зрения // Образование и общество. - 2016. - № 3. - С. 65–67.
5 Никитенко А.В., Фролова Е.А. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей // Меркурий. – 2015. - № 3. - С. 218-222.
6 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2015. - 288 с.
7 Гуженкова Н.В., Михайленко М.В. Активация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый, - 2017. - №16. - С. 452-454.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты