Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении

Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении

21 май 2020
18
0

            Современные информационно-коммуникационные технологиив обучении диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса.
            Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования. На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать студентов с применением новых ИКТ, дающих богатейшие возможности для развития личности. 

            Актуальность проблем инклюзивного образования возрастает в связи с увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями, и в связи с гуманизацией образования, что обусловливает необходимость обеспечения условий для повышения качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями, и повышения их жизнеспособности как продукта социального взаимодействия, включенности человека в социальные сети.

            Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

            Педагог применяя дистанционное обучение при работе с детьми особыми образовательными потребностями старается обеспечить активизацию роли обучающегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами и со сверстниками.

         Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. 

        В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности 

        Актуальность проблем инклюзивного образования возрастает в связи с увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями [1,с.52], и в связи с гуманизацией образования, что обусловливает необходимость обеспечения условий для повышения качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями[1,с. 120], и повышения их жизнеспособности как продукта социального взаимодействия, включенности человека в социальные сети [2, с. 15].

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ являются помощником в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Дети с ООП- это дети, у которых наблюдается нарушение психо-физического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), которым чаще всего требуется корректирующее обучение и воспитание. [3, с. 82].Получение знаний с помощью информационно-компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы и достойного существования в целом. Обучение детей с ООП посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Что же такое дистанционное обучение? 

         Дистанционное обучение – это новая специфичная форма обучения, включающая совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. К технологиям дистанционного обучения относятся кейсовые, сетевые технологии, тв- технология. Коммуникационные технологии в дистанционном обучении могут быть разделены на две категории (off-line) - технологии, не требующие чтобы участники взаимодействия были в сети одновременно (электронная почта, форумы) и синхронные (on-line) – технологии, реализуемые в режиме реального времени, которые предполагают , что участники вступают во взаимодействие в одно и тоже время, как правило, заранее запланированное (телефония, аудиоконференции, видеоконференции, многопользовательские объектно- ориентированные среды). Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для успешного обучения детей с ООП необходимо применение компьютера, компьютерных программ, электронных учебных материалов, интерактивной доски, учебно-игровых средств и тренажеров в коррекционно-развивающей работе, пакет Microsoft Office, электронные презентации, можно использовать портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype, систему Moodle. Можно разместить тексты, веб-страницы, аудио-видео, - и произвольные файлы.

      Развитие познавательной деятельности ребенка с ООП зависит от множества факторов, в том числе и от того , насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. [4, с. 35].Средства информационных и коммуникационных технологий: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, игровые. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекционной сферы. Используя систему Moodle можно создавать уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами –профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учащимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

         К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  2. Электронные энциклопедии и справочники;
  3. Тренажеры и программы тестирования;
  4. Образовательные ресурсы Интернета;
  5. DVD и CD-диски с картинками и иллюстрациями;
  6. Видео и аудиотехника;
  7. Мультимедийные презентации;
  8. Научно-исследовательские работы и проекты.

       Выделяют несколько классификаций средств ИКТ. К примеру с первой классификацией, применяемые в системе образования, можно разделить на 2 типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.)[5, с.8].

         Прорыв в области ИКТ, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

         - для поиска литературы в Интернете с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google, Chrome и др., различных систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.com и т.д.);

         - для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office, Microsoft PowerPoint и т.д.;

          - для хранения и накопления информации (CD и DVD –диски, Flash-диски);

          - для общения (Internet, электронная почта, Skype и т.д.);

          - для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player и др.) и др.

        Перечисленные средства ИКТ создают большие возможности на уроках и для организации самостоятельной  деятельности обучающихся.

         Просмотрев преимущества работы обучающихся с компьютером, можно выделить следующие достоинства:

- общекультурное развитие обучающихся;

- совершенствование языкового уровня;

- создание благоприятного психологического климата;

- повышение творческого потенциала личности;

- возможность реализации индивидуализации обучения;

- большие возможности наглядности предъявления материала;

- активизация внимания обучающихся;

- совершенствование процесса проверки работ обучающихся;

- сочетание контроля и самоконтроля, объективная и современная оценка действий обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной работы.

         Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, способствуют формированию лингвистических, коммуникативных способностей, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и организации самостоятельной работы обучающихся.

       Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук [1, с. 25].

         Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, педагог старается обеспечить активизацию роли обучающегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности.

         Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

        Успешность инклюзивного образования обеспечивается готовностью не только самой организацией образования к осуществлению этого процесса, но и социально-психологической готовностью всех субъектов образовательного пространства и        требует владения широким набором стратегий, методик и технологий обучения с обучающимися  с ООП.

            Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также,  средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. 

            В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной     деятельности.
            Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
            ДО учитывают возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми образовательными потребностями, оказывают помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории. Способствуют его культурному развитию, социализации, развитию творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

            Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аппасова, М.И. Частота и структура врожденных пороков развития у детей города Алматы. Сборник/ Чой, С.В., Чагай С.М. и др. научных трудов «Наука о человеке. Х конгресс молодых ученых и специалистов». - 2009. -1666 с. 
2. Мовкебаева, З.А., Инклюзивное образование. / Денисова И.А., Оралканова И.А, Жакупова Д.С.. Алматы, -2014.-200 с.

3. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. -№4. 

4. Ералиева, Х.С. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

5. Полат, Е. С..  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 96с.


Топ портфолио преподавателей
Войти через: