Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении

Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ларшин Рашиева01 859

            Современные информационно-коммуникационные технологиив обучении диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса.
            Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования. На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать студентов с применением новых ИКТ, дающих богатейшие возможности для развития личности. 

            Актуальность проблем инклюзивного образования возрастает в связи с увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями, и в связи с гуманизацией образования, что обусловливает необходимость обеспечения условий для повышения качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями, и повышения их жизнеспособности как продукта социального взаимодействия, включенности человека в социальные сети.

            Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

            Педагог применяя дистанционное обучение при работе с детьми особыми образовательными потребностями старается обеспечить активизацию роли обучающегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами и со сверстниками.

         Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. 

        В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности 

        Актуальность проблем инклюзивного образования возрастает в связи с увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями [1,с.52], и в связи с гуманизацией образования, что обусловливает необходимость обеспечения условий для повышения качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями[1,с. 120], и повышения их жизнеспособности как продукта социального взаимодействия, включенности человека в социальные сети [2, с. 15].

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ являются помощником в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Дети с ООП- это дети, у которых наблюдается нарушение психо-физического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), которым чаще всего требуется корректирующее обучение и воспитание. [3, с. 82].Получение знаний с помощью информационно-компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы и достойного существования в целом. Обучение детей с ООП посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Что же такое дистанционное обучение? 

         Дистанционное обучение – это новая специфичная форма обучения, включающая совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. К технологиям дистанционного обучения относятся кейсовые, сетевые технологии, тв- технология. Коммуникационные технологии в дистанционном обучении могут быть разделены на две категории (off-line) - технологии, не требующие чтобы участники взаимодействия были в сети одновременно (электронная почта, форумы) и синхронные (on-line) – технологии, реализуемые в режиме реального времени, которые предполагают , что участники вступают во взаимодействие в одно и тоже время, как правило, заранее запланированное (телефония, аудиоконференции, видеоконференции, многопользовательские объектно- ориентированные среды). Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для успешного обучения детей с ООП необходимо применение компьютера, компьютерных программ, электронных учебных материалов, интерактивной доски, учебно-игровых средств и тренажеров в коррекционно-развивающей работе, пакет Microsoft Office, электронные презентации, можно использовать портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype, систему Moodle. Можно разместить тексты, веб-страницы, аудио-видео, - и произвольные файлы.

      Развитие познавательной деятельности ребенка с ООП зависит от множества факторов, в том числе и от того , насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. [4, с. 35].Средства информационных и коммуникационных технологий: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, игровые. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекционной сферы. Используя систему Moodle можно создавать уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами –профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учащимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

         К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  2. Электронные энциклопедии и справочники;
  3. Тренажеры и программы тестирования;
  4. Образовательные ресурсы Интернета;
  5. DVD и CD-диски с картинками и иллюстрациями;
  6. Видео и аудиотехника;
  7. Мультимедийные презентации;
  8. Научно-исследовательские работы и проекты.

       Выделяют несколько классификаций средств ИКТ. К примеру с первой классификацией, применяемые в системе образования, можно разделить на 2 типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.)[5, с.8].

         Прорыв в области ИКТ, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

         - для поиска литературы в Интернете с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google, Chrome и др., различных систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.com и т.д.);

         - для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office, Microsoft PowerPoint и т.д.;

          - для хранения и накопления информации (CD и DVD –диски, Flash-диски);

          - для общения (Internet, электронная почта, Skype и т.д.);

          - для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player и др.) и др.

        Перечисленные средства ИКТ создают большие возможности на уроках и для организации самостоятельной  деятельности обучающихся.

         Просмотрев преимущества работы обучающихся с компьютером, можно выделить следующие достоинства:

- общекультурное развитие обучающихся;

- совершенствование языкового уровня;

- создание благоприятного психологического климата;

- повышение творческого потенциала личности;

- возможность реализации индивидуализации обучения;

- большие возможности наглядности предъявления материала;

- активизация внимания обучающихся;

- совершенствование процесса проверки работ обучающихся;

- сочетание контроля и самоконтроля, объективная и современная оценка действий обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной работы.

         Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, способствуют формированию лингвистических, коммуникативных способностей, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и организации самостоятельной работы обучающихся.

       Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук [1, с. 25].

         Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, педагог старается обеспечить активизацию роли обучающегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности.

         Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

        Успешность инклюзивного образования обеспечивается готовностью не только самой организацией образования к осуществлению этого процесса, но и социально-психологической готовностью всех субъектов образовательного пространства и        требует владения широким набором стратегий, методик и технологий обучения с обучающимися  с ООП.

            Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также,  средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. 

            В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной     деятельности.
            Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
            ДО учитывают возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми образовательными потребностями, оказывают помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории. Способствуют его культурному развитию, социализации, развитию творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

            Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аппасова, М.И. Частота и структура врожденных пороков развития у детей города Алматы. Сборник/ Чой, С.В., Чагай С.М. и др. научных трудов «Наука о человеке. Х конгресс молодых ученых и специалистов». - 2009. -1666 с. 
2. Мовкебаева, З.А., Инклюзивное образование. / Денисова И.А., Оралканова И.А, Жакупова Д.С.. Алматы, -2014.-200 с.

3. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. -№4. 

4. Ералиева, Х.С. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

5. Полат, Е. С..  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 96с.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты