Цифровизация учебного процесса
КГКП №21 «Кішкентай данышпандар» ресурстық орталық»
Современный мир быстр и скоротечен. Своевременное получение информации – главное условие и залог успешности. Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на разработку и реализацию инновационных методик воспитательно-образовательного процесса. В данный период развития дошкольного образования мы начинаем знакомить ребенка-дошкольника и с информационными технологиями, как одними из главных навыков развития самодостаточной личности.
Сегодня информационные компьютерные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации учебного процесса.
Игровые технологии, включенные в мультимедиа программы, способствуют повышению интереса детей к организованной учебной деятельности, активизируют их интеллектуально-познавательное и творческое развитие, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию всех видов мышления. Информационно-компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, помогая ребенку-дошкольнику решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядный материал и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков.
Цели проведения цифровизации в КГКП №21 «Кішкентай данышпандар» ресурстық орталық»:
1. Развитие информационной культуры воспитанников, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использование информационных ресурсов и технологий.
2. Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.
Задачи:
1. Создать условия для повышения качества образования за счетэффективного использования современных информационных технологий.
2. Максимально использовать преимущества ИКТ для повышения качества образования дошкольников.
3. Достичь 100%уровня профессиональной квалификацииработников ОУ, позволяющей реализовыватьсовременные модели учебногопроцесса с использованием ИКТ.
4. Включить в образовательный процесс современные методики с использованием ИКТ.
5. Участвовать в выставках, конкурсах работ увоспитанников с использованием ИКТ.
6. Совершенствовать техническоесопровождение процесса образования в рамках информатизации ДОО.
Направления работы по цифровизации учебного процесса в КГКП №21 «Кішкентай данышпандар» ресурстық орталық»:
- Интеллектуально-познавательное.
- Занятия: ФЭМП, Естествознание.
- Занятия вариативного цикла рабочего учебного плана: «Маленькие гении» (развитие мыслительных процессов), «Маленькие исследователи» (проведение исследовательской деятельности)
- Языковое.
- Занятия: казахский язык, русский язык, английский язык.
- Духовно-патриотическое.
- Реализация программы «Рухани жаңгыру».
- Творческое.
- Занятия: Рисование, Лепка, Музыка.
Работа педагогов при цифровизации учебного процесса:
1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры педагога.
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.
3. Дистанционное образование, повышение квалификации.
4. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.
5. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.
6. Занятия на основе готовых программных продуктов.
7. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
8. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.
Работа с детьми:
- Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.
- Начать развивать компьютерную грамотность. Организация работы кружка «Весёлая информатика» (в рамках дополнительного образования дошкольников).
- Продолжать учить решать пространственные и логические задачи.
- Собрать картотеку мультемидийных детских рисунков.
- Создать чёрно-белые макеты для раскрасок.
- Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей:
- игровой деятельности;
- познавательной активности;
- внимания;
- работоспособности;
- памяти;
- логического мышления;
- речи.
Использование различных форм ИКТ в учебном процессе
1. Презентации.
2. Тестирование.
3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Создание учебно-методических материалов.
5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.
6. Использование ИКТ в работе психолого-педагогической службы ДОО.
7. Использование ИКТ в работе логопеда.
8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОО.
Ожидаемые результаты цифровизации:
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Позитивно повлияет на создание в ясли-саду открытого образовательного информационного пространства с возможностью применения дистанционных технологий.
- Активизирует применение дистанционных технологий в свободной деятельности и в учебном процессе.
- Создание банка данных по различным направлениям деятельности.
- Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);
- Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
- Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.
Единое информационно-образовательное пространство детского садика обеспечит:
– создание дополнительных условий для социализации детей;
– формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;
– формирование творческих навыков;
– формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
– развитие инициативы;
– развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;
– проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).
В банке данных педагогической информации при цифровизации учебного процесса будут помещены описания:
– образовательных технологий;
– педагогических исследований;
– инновационных образовательных проектов.
Программно-методический фонд может содержать:
- учебные планы и программы;
- информационные источники, объединенные в предметные и тематические коллекции.
Методическая функция предполагает:
- разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса;
- создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;
- разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.
Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования ИКТ. Разрабатываемые методики должны ориентироваться как на использование существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников с поддержкой цифровыми ресурсами, так и на использование мультимедийных учебников, полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Цифровые учебно-методические материалы могут быть использованы воспитателями на занятиях, а также для подготовки к мероприятиям.
Коммуникационная функция
Большое значение в настоящее время имеет формирование у воспитанников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми.
В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информационно-образовательной среды электронного детского садика.
Интерактивное общение в Интернете позволяет обмениваться текстовыми, звуковыми сообщениями, видеоизображениями в реальном режиме времени.
Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения.
Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление.
Состав фонда компьютерных программ:
- системное и прикладное программное обеспечение, в том числе и сетевое;
- мультимедийные образовательные программы;
- программные средства, позволяющие создавать информационно образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);
- средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, педагогов, специалистов).
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и процесса через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность занятий, так как:
включение в образовательный процесс мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность;
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала обучающимся индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема информации, которая предоставляется педагогом или родителями.