«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Под самообразованием понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим педагогом;
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с обновленной системой образования , возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах. В системе подготовки учителя большое значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. В наше время невозможно получить специальность один раз, а потом реализовывать свои знания и умения.Так ка мир не стоит на месте. Он подобен лифту в многоэтажном доме, который все движется вверх. Если ты остановился в данном лифту .то разрывбудет только увеличиваться.Хороший педагог сегодня, уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы остаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, способность. Можно определить и мотивы ,которые побуждают учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель- творческая профессия. Творческий человек не может из года в год работать по одному
- плану. Появляется желание большего, интересногочто доставляет удовольствия .
- Стремительный рост современной науки. Особенно педагогики.
Чему подтверждает данная поговорка « В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой».
- Изменения ,которые происходят в жизни современного общества. Эти изменения в первую очередь отражаются именно на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно часто возникает образ учителя как « несовременного, немодного человека»
- Конкуренция .Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс конкретному учителю.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим»
- Материальное стимулирование. Категория учителя, мнения аттестационной комиссии, правительственные награды все это зависит от мастерства учителя.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек ,который ежедневно учит, не будет постоянно сам чему то учиться. Имеет ли тогда он преподавать?
После четких границ мотива следует формулировать цель, тему самообразования, и концентрировать свое внимание на главных деталях ,творчески осмыслить приобретенные знания
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности)
2) повышение квалификации
- в рамках курсовой подготовки в ИПК
- с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение семинаров
4) индивидуальная самообразовательная работа:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- исследований, экспериментов,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.