Одним из приоритетных направлений государственной политики, как
указывается в Законе Республики Казахстан «Об образовании», в
Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г.,
государственных общеобязательных стандартах и других нормативных
документах, является совершенствование образовательной
системы. Определяются цели, задачи реформирования и развития,
реализация которых требует поиска и разработки новых методик подготовки
будущих специалистов к профессиональной деятельности .
К числу проблем педагогической науки, претендующих на устойчивую
актуальность в процессе развития современной образовательной
парадигмы, относится проблема формирования основ педагогического
мастерства будущих учителей в условиях высшей школы. Связано это с
тем, что современной школе нужны педагоги-профессионалы, имеющие не
только психолого-педагогическую и методическую подготовку, потребность
и стремление в постоянном обновлении и обогащении полученных знаний,
но и любящие детей, глубоко знающие свой предмет, грамотно управляющие
процессами обучения, воспитания, развития и формирования, а также
владеющие педагогическими технологиями. Данная проблема представлена в
научной литературе достаточно широко и с различных точек зрения,
порождающих многоаспектность подходов к ее исследованию, анализ
которых мы представили в настоящей статье.
Изучение и анализ научных работ Д.А.Белухина, И.Исаева, И.А.Зимней,
В.А.Кан-Калика, И.Б.Котова, Н.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева,
Б.Ф.Ломова, В.Я.Ляудис, А.С.Макаренко,А.К.Марковой, Л.М.Митиной,
А.В.Мудрик, В.А.Сластенина, С.А.Смирнова, В.А.Сухомлинского,
Ю.И.Турчанинова, И. Ф.Харламова, Е.Н.Шиянова и других убеждают нас
в том, что «педагогическая деятельность отличается исключительной
сложностью и многообразием методов взаимодействия, свести ее к
привычным стереотипам так же неправомерно, как и работать по интуиции»
[3; 123].
3 – «Основы риторики» Александр Волков 2013 год стр 3
4 - Радислав Гондопас из книги «К выступлению готов»
Под воздействием одних и тех же приемов обучения и воспитания
учащиеся развиваются по- разному: сказывается степень
подготовленности школьника к осмыслению той или иной информации,
его умение учиться, восприимчивость, воля, характер. Это означает, что
любые советы, рекомендации, научные идеи принесут пользу только тогда,
когда учитель «пропустит» их через свою индивидуальность, с учетом
условий работы, способностей, возможностей и уровня подготовленности
учащихся.
Педагогический процесс мы рассматриваем как одновременное продвижение
педагогов и учащихся в совместной деятельности при взаимной
ответственности к развитию способностей и расцвету личности. Поэтому
школа представляется нам сложной педагогической системой, оптимальное
функционирование которой зависит от множества факторов. Наиболее
важным среди которых является педагогическое мастерство учителя.
Изучая сущность понятия «педагогическое мастерство», мы пришли к
выводу, что это интегративное качество, которое в научно-педагогической
литературе раскрывается с разных точек зрения, поскольку, каждый из
ученых-педагогов подчеркивает ту или иную грань этого сложного
феномена.