Цель: Раскрыть понятие моторика и осязание. Показать значение мелкой моторики и осязания для слабовидящих дошкольников и как тактильные книги могут решить проблему их развития.
Анализ состояния зрения населения в настоящее время вызывает у многих офтальмологов, психологов, дефектологов и специалистов, работающих с лицами с нарушением зрения, тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям. По данным Всемирной организации здравоохранения детскому населению, наряду с другими заболеваниями, угрожает и потеря зрения, что связано с общей тенденцией ухудшения здоровья детей, с интенсификацией процесса обучения в школе, обострением проблем социальной адаптации.
В результате в процессе обучения обнаруживаются бедность знаний, пониженный уровень развития полисенсорного восприятия, что подчеркивает необходимость управления данным процессом путем применения специальных методических приемов и способов, ведущих к осмысленному рассматриванию, стремлению находить существенное в объекте или изображении, используя не только зрение, но и все сохранные анализаторы.
Полисенсорное восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
В заключение необходимо подчеркнуть, что тактильные издания полезны не только детям с нарушенным зрением, их нормально видящим и развивающимся сверстникам, но и родителям. Они имеют компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение для детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Использование их в работе с детьми подразумевает:
- поддержание и воспитание у ребенка потребности включать осязание и остаточное зрение в сенсорно-перцептивный процесс;
- совершенствование тактильной чувствительности;
- развитие активного осязания, координации деятельности обеих рук;
- формирование навыка обследования нескольких рельефных изображений, объединенных единым сюжетом;
- уточнение предметных представлений при сопоставлении натурального предмета и рельефного изображения
- совместное прочтение книги ребенком и взрослым с целью активизации познавательного интереса, развития сохранных анализаторов;
- предупреждение возникновения вербализма на основе добавления к словесному обозначению того или иного объекта его рельефного изображения.
Рассматривая и читая тактильное издание можно научить ребенка составлять связный рассказ, задавать и отвечать на вопросы, проигрывать сюжеты, что, в свою очередь, способствует: развитию восприятия на зрительной и тактильной основе, памяти, образного и логического мышления, речи, внимания, умения общаться с окружающими людьми (как со слепыми, так и со зрячими). Кроме того, дети постепенно приобщаются к миру взрослых, учатся регулировать свое поведение и правильно выражать эмоции.