ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ
НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ В ДМШ
Бекмагамбетова М.Х.,
Саттыбаева Д.К.,
Муканов А.Т
Вопросы формирования музыкально-исполнительских навыков при обучении игре на скрипке в ДМШ на сегодняшний день недостаточно представлены в музыкальной педагогике. Хотя в имеющейся методической литературе имеются некоторые разработки по работе с дошкольниками, детьми младшего школьного возраста. Можно в этом плане назвать методики преподавания обучения игре на струнно-смычковых инструментах Григоряна А.Г., Пархоменко О.М., Родионова К.К. Современная система дополнительного образования требует разработки новых технологий, методик обучения, основанных на достижениях ученых, педагоговмузыкантов, исполнителей в области скрипичного исполнительского искусства. Также, в связи с изменением содержания обучения, необходимы новые, современные подходы в обучении игре на скрипке.
Как известно, музыкальное развитие детей в системе дополнительного образования способствует формированию общей культуры человека. Отсюда этот процесс связан с пониманием и осмысление места музыкального искусства в культуре. Поэтому педагог ДМШ ответственен за духовное и эстетическое развитие учащихся, расширение его кругозора. В связи с этим, именно дополнительное образование может быть базой поиска новых путей обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке, их творческих способностей.
Особую роль в современном процессе обучения в ДМШ занимает концепция развивающего обучения. В соответствии с этим формирование исполнительских навыков должно быть связано с всесторонним развитием личности учащихся, приобщение их к духовным ценностям. Ведь игра на инструменте поднимает культурный уровень учащихся, расширяет кругозор, способствует формированию интереса к музыкальному искусству.
При обучении игре на скрипке важно привить любовь к инструменту, к музыке, несмотря на то, что сам инструмент является сложным. Важно для этого является изучение и анализ психолого-педагогической литературы в этой области. Начнем с рассмотрения понятия «навыки». Как известно, навыки представляют собой автоматизированные действия, которые формируются посредством многократного повторения одних и тех же действий. В словаре дается такое определение: «Навык - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [1, С. 195]. Из него следует, что навык вырабатывается путем многократного повторения определенных действий и приобретает автоматический характер.